Пятница, 29.03.2024, 15:59
Кокуй-сити
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [38]
Рассказы наших читателей [24]
Поиск по сайту
Новые комментарии
cialis advertising <a href=https://cialisbag.com/>get cialis online</a> uses for cialis

free sample cialis https://cialisbag.com/ - canadian cialis

canadian pharmacy cialis <a href=https://cialisbag.com/>generic cialis online</a> cialis doesnt work
difference cialis viagra https://cialisbag.com/ - get cialis online

Скоко народу было

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Откуда
Главная » Статьи » Рассказы наших читателей

Судаков Н.С., Вологдин И.Ф. История села Адом. Часть первая.
                 Судаков Н.С., Вологдин И.Ф.

История села Адом

    Чтобы потомки наши помнили и знали, как и с чего начиналась жизнь села Адом со дня основания его и до наших дней, посвящается этот очерк.

   Первыми поселенцами и основателями села Адом были наши предки, которые, по рассказам старожилов, пришли сюда в начале 30-х годов XIX века с берегов Волги. В числе их был Судаков Павел Васильевич - основатель рода Судаковых, а также семьи Вологдиных и Егоровых. С них и начиналось становление села. А начинали первопоселенцы с раскорчевки леса под пашню и строительства жилья. Из-под высокой сопки Ключевская вытекает незамерзающий ключ. Поэтому первоначально у этого ключа и остановились наши первопоселенцы. Ключ действительно уникальный,-с хорошей светлой водой. Тайга в окрестностях Адома изобиловала большим количеством копытных животных (сохатых, изюбрей, кабанов, косуль, кабарги), пушных зверей (лисиц, белки, хорьков, колонков), пернатой дичи (косачей, тетеревов, рябчиков, диких куриц). Леса здешние и сейчас богаты разнообразием ягод: брусники, голубики, смородины, моховки, черемухи, шиповника. Об обилии грибов не стоит и говорить. Все это и послужило поводом остановиться здесь на постоянное жительство. Со временем сюда стали приезжать семьи из разных малоземельных районов России. Так, Афанасий Марков с женой Агафьей Даниловной, прослышав о богатых золотоносных приисках на Каре, приехал в 1900 году из Могилевской губернии (Белоруссия) в Усть-Кару, а в 1916 году переехал в Адом с пятью детьми. Сам Афанасий рано умер, а семья из шести человек проживала в селе до послевоенных лет.
 Большую семью Павла Васильевича Судакова из шести сыновей и пяти дочерей называли россиятами. Второе бывшее в то время в употреблении название части жителей - «мадьяры» указывает на венгерские корни какой-то категории поселенцев, которые появились в селе на каком-то этапе его развития.
   Название села по одной из версий происходит от бурятского слова «адаг», что значит «последний, крайний». И действительно, дальше и до сих пор нет поселений. Далее на десятки километров простирается сплошная тайга. И кто знает, сколько тайн хранит она, ведь до революции по ней проходили тропы, по которым ходили китайцы- старатели, унося отсюда к себе на родину тайком добытое золото.
  Как и что изменилось в Адоме под воздействием тех или иных исторических событий, которые происходили в стране, мы и попытались описать в своем повествовании. Описанная нами история села получилась фрагментарной, и хочется надеяться, что наш труд кто- нибудь продолжит и уже на основании архивных материалов напишет более полную версию. Мы же использовали в основном воспоминания современников и очевидцев тех или иных событий и считаем это тоже важным делом, так как к сегодняшнему дню их фактически не осталось в живых.

Географическое положение села

  Село Адом расположено в таежной зоне и находится на северо- востоке Сретенского района. В настоящее время оно входит в состав сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район».
  Село расположено в котловине между семью крутыми и большими сопками: Шултуенская, Крутенькая, Асташуха, Андрияновская (Белые камни), Ключевская, Крестовка и Крутушка, а также мыс Францев Крест и мыс Усть-Бадага, которые образуют живописную долину с протекающей по ней речкой Адомкой.
  Это первозданное соединение семи сопок образует достаточно широкую котловину протяженностью с севера на юг почти пять километров. Верховья этой долины с севера перекрывает Ключевская (Адомская) сопка. Из подножья ее бьет сильный, не замерзающий круглый год подземный ключ. Он независимо от дождливой погоды или засухи образует речку Адомку, которая протекает по низменной части долины до устья, где впадает в реку Матакан. Слева - сопки Крестовка и Крутушка, седловина между сопками Ключевская и Крестовка образует большой распадок под названием Большой Адом. По этому распадку идет дорога, уходящая в северные таежные пади в вершину Курлыча и в таежную деревню Озерная Чернышевского района. На сопке Крестовка расположено сельское кладбище.
  Впадина между сопками Крестовка и Крутушка называется Седлом Хромушенским, так как оно напоминает своими очертаниями конское седло. И перевалом через это седло попадаешь в падь Хро- муха, а дорога через это седло связывает село с пашнями, находящимися в восточной зоне, и главными сенокосными угодьями (Матакан Арбун, Берея и Гарна).
  Справа сопки Андрияниха (Белые камни), Астамуха, Крутенькая, Шултуенская, мыс Францев Крест и мыс Усть-Бадага.
  Через седловину сопок Андрияниха (Белые камни) и Астамуха проходит дорога, ведущая к ягодникам в пади Вершины Чикичея.Там ежегодно вызревает ценная ягода голубика.
  Через седловину между сопкой Астамуха и Крутенькая проходит дорога в соседние села того времени: Абрамовку, Кулан, Курлыч- Спасский, Чикичей, а также к пашням, расположенным в западной части территории, принадлежащей селу Адом.
  В седловине между сопкой Крутенькая и Шултуенская дорога ведет к пашням, находящимся в юго-западной части к падям Бадага, Жирил, Большая, Вострешная.
  Во впадине между Шултуенской сопкой, Францевым Крестом и мысом Усть-Бадага дороги связывают село с пашнями в устьях падей Бадага, Жирил, Подлопатина, Кукумэн и Максин луг. Оттуда идет прямая дорога в село Чикичей. Эти пашни для посева зерновых расположены главным образом в паях, раскорчеванных в свое время из-под леса.
  В верховьях, то есть с северной части, это Малый и Большой Адом и Андрияновка, с восточной стороны пади Хромуха: Хлебный Зербукан, Могоча, Пашинуха. С западной стороны Бадага, Жирил, Подлапатина, Большая Вострешная; с южной стороны - Казанка, Заречный Зербукан,Дыгиня, Сорочиха, Куликовская, Бугдуя и Подторончина.
  Сенокосные угодья делятся на два участка: Ближние (домашние) - это долины рек Матакан и Арбун. Сено с этих участков, а также с мелких падушек и залежей, использовалось, главным образом, для кормления скота и лошадей в осенний период, пока не выпадает большой снег и не наладится санная дорога к дальним сенокосным угодьям: Берее и Гарне. В них можно попасть только когда замерзнут болота и топи, выпадет снег.
   По долинам одноименных рек Берея и Гарна расположены большие луга, как правило, с хорошим травостоем, где и заготавливается основное количество сена для лошадей и скота в зимний стойловый период. Эти участки находятся на расстоянии от 18 до 50 километров от Адома. Там было построено несколько зимовий и хозяйств. В них имелось большое количество скота и лошадей. Это было выгодно и удобно - не было необходимости тратиться на вывозку сена в Адом.
   В верховья пади Бурая из-под Большой и Крутой горы вытекает большой ключ, который в совокупности с более мелкими служит образованием реки Берея.

Население и экономика хозяйств до конца 20-х годов

   По переписи 1923 года в Адоме было 113 жилых домов, с взрослым населением 448 человек: 237 мужчин и 211 женщин. Из них грамотных: 116 мужчин и 27 женщин. Жители имели 505 лошадей, крупного рогатого скота - 694 головы, овец - 428, коз - 137, свиней - 244, а всего было 2038 голов, в среднем по 20 голов на одно хозяйство. Сеяли селяне: рожь - 197 десятин, пшеницу - 201, овес - 114, гречиху - 8, коноплю - 1, травы - 1 десятину. Сенокосов имели 539 десятин, 2 хозяйства имели 5 ульев пчел. Инвентаря было: сох - 17, плугов - 72, борон - 186, сеялок - 1, жнеек - 21.
   В эту перепись было внесено не все население, так как фактически в это время в селе проживало 656 человек, из них 444 детей. По определенным причинам не полностью было указано и количество скота и другой живности. Это подтвердили люди, в частности, Судаков Сергей Кузьмич и его жена Ксения Федоровна.
   Данных по экономике Адома 1917 года нет, но следует заметить, что в революционный и послереволюционный периоды в экономической жизни существенных изменений не произошло. Изменения стали происходить с 1926 года, когда в Адоме у богатых казаков стали появляться сельскохозяйственные машины: сенокосилки, жнейки, сноповязалки, конные грабли, молотилки. Это значительно улучшало условия труда, увеличивало доходы богатых, следовательно, и жизнь села становилась интересней, богаче, но для бедняков она оставалось по-прежнему тяжелой.
  Бурное развитие Адома происходило с 1923 по 1930 годы, т.е. сразу после гражданской войны и вхождения Дальневосточной республики в состав РСФСР. Тогда Советское правительство проводило так называемую новую экономическую политику. За эти семь лет жители построили 38 новых домов. А на 1 января 1930 года в селе насчитывалось 136 крестьянских хозяйств.

Административно-территориальное подчинение

  По административно-территориальному делению дореволюционного времени Адом входил в состав Курлычинской (Спасской) станицы Забайкальского казачьего войска (ЗКВ). Оно было основано в 1851 году генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским. Основу ЗКВ составляли казачьи станицы. В каждую казачью станицу входило несколько поселков. Во главе казачьей станицы стоял станичный атаман. Атаманы избирались на казачьих сходах (собраниях) на определенный срок. В состав Курлычинской станицы входили села: Курлыч-Спасский (центральная станица, в настоящее время входит в состав территории Чернышевского района), Адом, Абрамовка (Орхил - старое название), Кулан, Мыгжа, Чикичей, Алеур, Икшица (Яковлево), Укурей (Яковлево), Гаур (Ново- Покровское), Утан (Кожино), Чернышево, Нижняя Икшица (Васильевка). ближайшая соседняя станица была Куэнгинская. С 1872 по 1898 годы Курлычинская станица с казачьими поселками входила в состав 3-го военного отдела ЗКВ, в 1898-1918 гг. - в состав 4-го (Энциклопедия Забайкалья, 2004).
  В основу градации крестьянских и казачьих хозяйств по имущественному цензу было положено наличие в хозяйстве определенного количества рабочих лошадей. Но не все имели возможность обрабатывать землю из-за отсутствия лошадей. Средством к существованию такой категории были наемные заработки в зажиточных казачьих хозяйствах. В то время в Забайкалье и в Адоме, в частности, было принято следующее деление: одна лошадь - маломощный бедняк, две лошади - бедняк, три лошади - маломощный середняк, четыре лошади - середняк, свыше четырех лошадей - зажиточный казак или крестьянин. Кстати, такая градация сохранялась и при советской власти, вплоть до сплошной коллективизации 1930-1931 годов.
  Трудовым занятием казачьих хозяйств, как до революции, так и после революции 1917 года, было хлебопашество и скотоводство, т.е. производство зерна и мясомолочной продукции. Некоторые хозяйства занимались в дополнение к основному производству пчеловодством, а зимой промышляли охотой. В зимние же месяцы, в основном богатые казаки, также подряжались «ходить в дорогу» - перевозить грузы. Некоторые выжигали известь.

Образование. Медицина. Религия

  До 1914 года школы в Адоме не было, и дети состоятельных казаков учились в станичной двухлетке в селе Курлыч. В 1914 году была открыта двухклассная школа в Адоме, а курлычинская станичная школа была преобразована в четырехклассную. Учителями, главным образом, были священники. В конце двадцатых годов адомскую школу преобразовали в четырехклассную. Курлычинскую четырехлетку в начале 30-х годов преобразовали в семилетнюю ШКМ (школа колхозной молодежи), а в 40-е годы ее стали называть НСШ - неполная средняя школа с тем же сроком обучения - 7 лет.
  Медицинского обслуживания в дореволюционный период как такового не было. Лечебные учреждения были только в Сретенске (Шелопугинская войсковая больница). Туда и обращались казаки за медицинской помощью. Чаще всего лечились сами - средствами народной медицины. Болели редко, народ в основном был здоровый. Правда, велика была младенческая смертность.
  Жители села исповедовали православие. В Адоме была рубленая деревянная церковь дореволюционной постройки. Священника своего не было, он приезжал из Чикичея, когда была необходимость в церковных обрядах. Еще был псаломщик Судаков Илья Павлович, который пел и читал псалмы, - дед Судакова Николая Степановича. В Курлыче - центральной станице еще в 1774 году была построена деревянная престольная Спасская церковь. Она просуществовала до 1903 года, когда было завершено строительство одного из красивейших храмов архитектора Г.Г. Шплета. Храм стоит до сих пор, в полной гармонии с природой, украшая собой пейзаж этих мест (История и география Чернышевского района, 2003).

Служба казаков

   Важное место в жизни казаков в дореволюционной России занимала подготовка и служба в армии. Подготовка к службе была очень трудным и тяжелым бременем. Всех казачат от 16 лет и до призывного возраста обучали армейским атрибутам: знанию устава казачьих войск, езде на лошади, джигитовке, знанию оружия, различий рядового и командного состава, субординации. Этим занимались по приказам атаманов бывалые казаки из числа младшего офицерского и командного состава. Нравы были очень суровыми. За отказ от занятий виновные наказывались, наказывались и родители допризывника-виновника. Но это еще полдела. Главное для казака - это приобретение коня, оружия и снаряжения. К моменту призыва в армию призывник должен иметь пригодную к строевой жизни лошадь с полной амуницией (седло, попона, узда, торба). Оружие (карабин, сабля, пика), полное обмундирование на себя (шинель, папаха, сапоги, гимнастерка, брюки, белье) и туалетные принадлежности. Понятно, что не каждые родители способны были все это приобрести. Атаманы очень строго следили за этим. И если родители не в состоянии были обеспечить всем этим допризывника, тогда атаман принимал решение отдать допризывника в батраки к богатому казаку в работники на четыре года, в течение которых призывник должен заработать все это у своего хозяина.

Расслоение казачества. Земельный вопрос

   В разделе дореволюционного периода необходимо осветить земельный вопрос и расслоение казачества по имущественному цензу. Эти вопросы достаточно сложны и неоднозначны для восприятия и осмысления. Жизнь и уклад казачьих станиц значительно отличается от помещичьего уклада западных областей России.
   Казачество - это по существу общинная система ведения сельского хозяйства. Например, земля не принадлежала отдельно взятому казаку. Она принадлежала общине (казачьему округу, станице), т.е. в каждом селе или станице сельчанам. В силу этого казакам села Адом было отведено и закреплено соответствующими документами казачьего округа определенное количество десятин пашни, сенокосных угодий и лесных массивов. В документах было оговорено, что казаки данного села могли пользоваться бесплатно этой землей в тех размерах и пределах, сколько приходилось на душу казачьей семьи. Значит, вопрос владения землей и пользования ей - это два разных вопроса, а именно: владелец земли - община, а пользователь земли - казак, который непосредственно обрабатывает только тот участок земли, который ему отведен обществом (общиной, в лице атамана и общего схода казаков). Надел земли зависел от количества членов семьи. Если по каким-либо причинам казак был не в состоянии обрабатывать свой участок, то этот участок могли передать другому казаку. Это касалось только пашни. Конечно, казаки старались добросовестно обрабатывать участок, удобряли и сохраняли его плодородие. Кроме того, в распоряжении атамана станицы были так называемые «запасные» земли. И если в каком-то селе в связи с увеличением казачьих хозяйств не хватало пашни, станичный атаман отводил этим селам необходимое количество земли из определенного фонда. Кроме того, поскольку было много лесных массивов, то каждый казак мог с разрешения атамана производить раскорчевку леса под пашню. Это поощрялось, потому что «запасных» земель было не много, и они, как правило, находились вдалеке от села, что затрудняло поездку к ним для обработки и вывозки урожая. Поэтому казаки старались раскорчевывать участок поближе к селу с лучшей плодородной землей. Сенокосные же участки распределялись ежегодно в зависимости от количества душ в семье казака (членов семьи).
  Лесными массивами пользовались сообща. Как правило, дрова готовили на отведенных делянах, пилили, кололи, складывали в поленницы и только весной вывозили в село.
  Как уже было сказано выше, в западных областях России, в отличие от Сибири и Забайкалья, процветало помещичье землевладение. Земля там принадлежала конкретному владельцу - помещику (там богател или разорялся сам помещик). А до отмены крепостного права в 1861 году крестьянин был крепостным - официальной собственностью помещика. После реформы 1861 года крестьянин фактически оставался в кабале у помещика, так как отмена крепостного права произошла без фактического наделения крестьян землей, и земельный участок крестьяне должны были выкупать у своего бывшего барина. Но практически крестьяне в своей массе не могли этого сделать, т.к. у них
не было денег на выкуп земли и на приобретение орудий производства (лошадей, плугов, борон, семян и т.д.). Плюс ко всему участок надела выделялся из самой неплодородной земли, да и сам по себе участок был очень мал по размерам, чтобы прокормить семью. Формально свободный крестьянин опять шел в кабалу к своему помещику, у кого он был в крепостных. Крестьянину жилось совершенно одинаково - что у богатого помещика, что у бедного. Таким образом, разбогатеть крестьянину было очень трудно или совсем невозможно, так как он был лишен главного источника своего существования - земли.
  В казачьих же общинах положение было совсем другое. Казак сам по себе был свободен и мог стать богатым, но при определенных условиях, а именно:
- наличие в семье трудоспособных мужчин;
- наличие лошадей в хозяйстве;
- когда все мужчины отслужат в армии.
  Но реализовать в совокупности все эти условия было очень трудно. Помимо объективных причин были и субъективные трудности. Определенную долю негатива вносили отдаленность территории от Центральной России и суровые природно-климатические условия. И богатых казаков в итоге было мало. Забегая вперед можно сказать, что на 1 января 1930 года из 136 казачьих хозяйств в селе Адом зажиточных хозяйств числилось 18, хозяев-середняков - 14, малоимущих середняков - 31, бедняков - 41, безлошадных батраков -18. Из данной статистики видно, что зажиточных казаков было 13,3%, середняков -22,8%, бедняков - 30,1%, батраков - 13,3% (цифровой материал приведен по хозяйствам).
  Если сослаться на определенные условия, указанные выше, то только трудоспособные мужские руки могли выполнить тяжелую крестьянскую работу, которая бы приносила прибыль в хозяйстве для увеличения доходов. Без наличия мужской силы нечего было и говорить о богатстве.
  Повсеместно преобладал тяжелый ручной труд. Известно, что механизированного труда в сельском хозяйстве практически не было. Он появился в Забайкалье в основном во второй половине двадцатых годов прошлого века.
  Одной из наиболее тяжелых физических работ (когда не хватало пашни под посев) была раскорчевка леса. Раскорчевку могли вести только трое или четверо сильных мужчин, одному такая работа была не под силу.
  Второе: земля, как известно, в Адоме тяжелая с преобладанием суглинка, вдобавок - сложная гористая местность. Поэтому вспахивать можно было только тремя лошадьми. Две лошади вести рядом, и третья была прицеплена к коренному впереди. Этой лошадью управлял пристяжник, им обычно был мальчишка от 7 до 15 лет. Благодаря раннему вовлечению в трудовую деятельность деревенская молодежь была знающей, способной, трудолюбивой, честной и добросовестной, с раннего детства знающей цену хлеба.
  Парой лошадей пахали землю очень редко, как исключение, только на очень сильных лошадях, и где была ровная местность, например, вспашка огородов под картофель. Поэтому лошадь была основой для жизни в деревне. Чтобы вырастить лошадь, требовалось три года. Да какая она еще будет: хорошая или плохая? Купить лошадь мог не каждый казак. Они были дорогие, поэтому на время посевной и на сенокосный период бедняки объединялись,да и середняки тоже - по две-три семьи, и работали сообща. Хотя это было трудно, но позволяло выполнить все сельхозработы вовремя. Кстати, коллективизация уже при советской власти была продолжением и усовершенствованием этой системы объединения, хотя при этом преследовались и другие цели, о чем будет сказано ниже.
  И третье: до службы главной заботой казака была подготовка к службе, для которой требовались средства. А если в семье было, как у казака Павла Судакова, шесть сыновей, - невольно приходилось работать в поте лица, чтобы обеспечить сыновей для службы. Не успеешь снарядить одного, как подрастал другой. Поэтому пока не отслужат в армии все или хотя бы половина сыновей, думать о достатке семьи или богатстве хозяин не мог.
  И еще была одна беда для казаков - это война. Война, конечно, беда для всего народа, но для казаков этой было настоящее испытание. Дело в том, что когда погибал на фронте хозяин, его хозяйство сразу приходило в упадок. Например, хозяйство Филиппа Егорова было зажиточное, а жена Евдокия Кирилловна осталась одна с шестью детьми. Разумеется, она не могла вести хозяйство, и в конечном итоге оно разорилось, а когда выросли сыновья, с помощью дяди Терентия Анисимовича смогли завести трех лошадей. А войны, как известно, повторялись каждые десять лет. Вспомним последние большие войны: 1904-1905 годы - Русско-японская война. Через девять лет - Первая мировая война 1914-1918 годов, а затем революция 1917 года и трехлетняя для Забайкалья Гражданская война, о чем будет сказано ниже.
   Вопрос расслоения казачества на классы по имущественному цензу очень сложный. Он для казаков-забайкальцев был скачкообразным. Если была богатая семья, то за небольшой промежуток времени она могла превратиться в бедную. И не потому, что ленивая, а от сложившихся обстоятельств. Один пример по этому вопрос- су был уже указан ранее (семья Егорова Филиппа). Возьмем семью Павла Васильева. Это была большая трудолюбивая и богатая семья по тому времени. Шесть братьев и пять дочерей (о количестве родства этой семьи будет рассказано позже). Когда пришла пора отделять сыновей в построенном ими доме, довольно большом по тем меркам, стало тесно. Как правило, при отделе каждого сына надо было выделить как минимум две лошади. Кроме того, надо было выделить коров, овец, свиней, кур и т.д. Следовательно, шестерым сыновьям выделялось двенадцать лошадей, и еще надо было дочерям выделить приданое из этого же хозяйства. Таким образом, получив от отца по две лошади, все шесть братьев по той градации имущественного ценза оказывались бедняками. А сам отец - хозяин оставался с двумя лошадьми и превращался тоже в бедняка. А это значит, что нужно было продолжительное время, чтобы вновь вырастить, скажем, четыре или пять лошадей и превратиться в зажиточного казака. Тем временем у сына вырастали свои сыновья, которых надо наделять хозяйством. Ермолай и Василий поженились и попросили наделы. Он отвел им наделы, а сам и сыновья опять стали бедняками. Второй сын Павла Васильевича Илья тоже имел пять лошадей, стал зажиточным казаком. Когда женился старший его сын Степан, он ему дал в надел две лошади, вследствие чего сын стал бедняком, а сам Илья из зажиточного превратился в малоимущего середняка. Вот почему казачья система стать богатым являлась скачкообразной и непостоянной. Мы здесь ведем разговор только о лошадях, как основном мериле богатства казаков. Но ведь надо было строить дома, усадьбы, заводить инвентарь, средства производства и т.д. Таким образом, казачья жизнь в дореволюционный период была не так безмятежна, легка, беззаботна, как теперь описывают ее современные идеологи.
  Положение казачьих богатых семей удерживалось только в тех семьях, которые создали определенный финансовый или имущественный задел для того, чтобы они могли нанимать рабочую силу и использовать ее с целью увеличения богатства. Такой рабочей силы было достаточно, как видно из вышеприведенных фактов. Ведь 30,1% бедняков и 13,3% батраков - это была потенциальная наемная рабочая сила, которая использовалась богатыми казаками для увеличения своего капитала. Итак, расслоение казачества по имущественному цензу шло скачкообразно. У 86% хозяйств положение было нестабильным, и только около 13% могли быть уверенными в завтрашнем дне. Здесь необходимо понимать разницу между фабрично-заводским, торговым или банковским капиталом, который может увеличиться за счет процентов по вкладам и путем увеличения технической базы при функционировании стабильной экономики. Сельский же капитал был воплощен, главным образом, в увеличение скота и посевных площадей, сенокосных угодий. Если, например, увеличить число рабочих лошадей, то надо увеличить рабочих по уходу за лошадьми, а также людей, работающих на этих лошадях, если увеличить стадо дойных коров, то надо увеличивать число доярок, пастухов и т.д. Следовательно, увеличение капитала в сельском хозяйстве напрямую зависимо от увеличения вложения труда, а так как в то время была очень слабая механизация труда, требовалось большее использование людских ресурсов для работы в сельском хозяйстве. Необходимо сказать еще о двух факторах, которые влияли на расслоение сельских жителей. Первое - это болезни животных, и второе - это стихийные бедствия. Болезни, бывало, уносили сотни и тысячи разных видов домашних животных. Уровень ветеринарии был крайне низок. В результате разорялось крестьянство в целом. Большой урон наносили засухи, наводнения, а также пожары.
  Итак, наиболее зажиточными и стабильными казачьими хозяйствами к концу дореволюционного периода, т.е. к 1917 году, в Адоме были следующие. Семья Владимира Карповича Судакова и его брата Ивана. Они уже тогда имели по табуну лошадей (20-30 голов), по загону коров (15-20 голов), по отаре овец (300-400 голов). Сеяли по 20-30 десятин зерновых, имели две мельницы, одну конную и
одну водяную на р. Матакан. Иван Афанасьевич Судаков имел свыше 15 лошадей, 10-15 коров. Судаков Иван Филиппович имел табун лошадей, загон коров, водяную мельницу. Судаков Михаил Андреевич (Андрюша) имел табун лошадей. Вологдин Осип тоже имел много лошадей, крупного рогатого скота, свыше 20 десятин посева.

Культура

   Культура в жизни казачества имела большое значение. В чем же выражалась культура забайкальского казачества? Одним из ее элементов, несомненно, была религия. Праздники отмечались, как религиозные, так и светские. Всегда после совершения церковных служб организовывались народные гуляния. В Адоме местом их проведения служил «лужок» - это чистая площадка около церкви. На этот «лужок» собиралось большинство населения, включая молодых и пожилых. Это происходило преимущественно летом. А в зимнее время молодежь поочередно, по согласованию с родителями, собиралась по домам. Иногда договаривались с казаками, у которых были большие избы, и проводили там вечера. На них обычно приглашали гармонистов. Гармонистов в селе было несколько человек, но гармони у них были личные, и бывало, что молодые парни сбрасывались по пятаку гармонисту, чтобы тот проиграл весь вечер.
   Организованных спортивных мероприятий в нашем понимании (кроме военных и строевых) не было. Тем не менее известны интересные соревнования по перетягиванию палки. В таких случаях садились двое мужчин на землю, упирались ступнями ног друг в друга, укладывали палку на уровне пальцев ног и тянули за нее. Так испытывалась сила. Судаков Илья Павлович был непобедим в этих состязаниях. Он был участником Русско-японской войны 1904-1905 годов и перекидывал японцев через плечо штыком. Сила у него была неимоверная!
   В праздничные дни, когда священник произведет все богослужения, взрослые обычно гуляли так. Сначала договариваются между собой, или просто кто-то один из казаков путем посыльного мальчишки объявлял, чтобы в определенное время собирались у него для начала. Потом шли по всем домам тех, кто пришел на первый зов. В большинстве своем это проводилось в соответствии с имущественным положением. Например, собирались богатые отдельно, середняки отдельно, бедные отдельно.
   Деление по имущественному цензу соблюдалось очень строго. Например, богатый парень не мог жениться на бедной девушке, равно как и богатая девушка не могла выйти замуж за бедного. Большое значение имело приданое. Без приданого девушка не могла выйти замуж, и из-за этого порою ломались судьбы многих молодых людей. А если молодые самостоятельно решали пожениться, не получив благословения родителей, то их силой разводили и проклинали. Проклятие родителей считалось невыносимым позором. Так, например, когда Матрена Дмитриевна самовольно вышла замуж за Судакова Филиппа Романовича, то мать Матрены за волосы проволокла ее по всей деревне от дома жениха.

Бега (скачки)

   Одним из элементов самобытной деревенской казачьей культуры были бега - скачки. Можно поставить под сомнение принадлежность бегов к элементам культуры, но проведение их было по существу тоже своеобразным развлечением людей - праздником. Суть их в том, что две лошади пробегают определенное расстояние (километр, два, три - как договорятся), и какая лошадь прибежит первой к намеченной черте, тот хозяин и «выбежал». Но выигрывают не только хозяева лошадей, но и любой гражданин может положить «в заклад» деньги (определенную сумму) за ту ил и другую лошадь (бегуна). Первоначально хозяева лошадей договариваются на определенную сумму с каждой стороны и избирают «кассира», передают ему деньги (допустим, договорились по 100-200 рублей в кассе). И любой мог по своему усмотрению вложить за того или другого. «Бегун» какого хозяина выбежит, т.е. прибежит первым к мете (черте), тот считается: «выбежал». Тогда все деньги из кассы передаются владельцу бегуна, и те, кто делал ставку на этого бегуна, получают двойную сумму от той, которую вложили в кассу. Это при условии, если хозяин пробежавшей лошади гарантирует выплату гражданину «выбежавшей» лошади. Но существовал и другой вариант - когда хозяин не гарантирует двойную оплату «выбежавшим». Тогда двое договариваются между собой и кладут один за одну лошадь, а другой - за другую. Они могут сдать деньги в кассу и выиграть скачки. Получают деньги уже у кассира, а если деньги не сдавали, то рассчитываются между собой. Казаки и казачки проявляли большой интерес к этим состязаниям, и всегда на бега собиралось много народу. Приезжали даже из соседних сел и поселков. А если хозяева этих бегунов были из разных сел, то на бега съезжались со всей округи. Обычно хозяин, который «выбежал», ставит ведро водки или спирта и поросенка или овцу, зажаренную на огне. Вообще веселое это было занятие. Нанятый гармонист играет плясовую, а подвыпившие казаки и казачки с круга не сходят, выплясывая трепака. Подпевают частушки, поют песни, как на больших праздниках.
  В адомских бегах известными хозяевами «бегунов» были Судаков Илья Павлович. У него была гнедая кобылица Гнедуха. У Судакова Николая Веденеевича - светло-русый жеребец Кольчик. Большинство «выбегал» сговаривались обычно «с передой», т.е. хозяин Кольчика дает «переды» другому наиболее слабому «бегунцу». Метров 15-20, может быть, даже больше - у Вологдина Куприяна Андреевича. Гнедко у Пучкова Афанасия, сына Василия. У Судакова Самуила Семеновича - Рыжуха.

Читать дальше>>
Категория: Рассказы наших читателей | Добавил: Gord (21.11.2010)
Просмотров: 2661 | Теги: Кокуй, Сретенск, казачество, адом | Рейтинг: 5.0/5 |

Поделитесь интересной информацией нажав на кнопку:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода на родине

влажность:

давление:

ветер:


Форма входа
Логин:
Пароль:
Вы не бот?
Наш возраст
SMS в Кокуй. Даром
Друзья сайта
  • Кокуйская школа №1
  • Кокуйская школа №2
  • Сайт ПУ №30
  • Сайт Кокуйского музея
  • Форум Кокуйских погранцов
  • Сретенский судостроительный завод
  • Сайт Нерчинска
  • Вершино-Дарасунский сайт
  • Борзя
  • Станция Ясная
  • Сайт Сретенского педколледжа
  • Балей
  • Сайт Сретенска
  • Сайт Молодовска
  • Новости Кокуя на ТВ

  • Copyright Gord © 2024

    Хостинг от uCoz