Суббота, 04.07.2020, 06:11
Кокуй-сити
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [38]
Рассказы наших читателей [24]
Поиск по сайту
Новые комментарии
Вы мне не подскажете, где я могу найти больше информации по этому вопросу?

I think, that you are not right. I am assured. I can prove it. Write to me in PM, we will communicate.

Скоко народу было

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Откуда
Главная » Статьи » Рассказы наших читателей

Чапыгин В.П., Чапыгин П.В. Из истории народного образования в посёлке Кокуй

Чапыгин В.П., Чапыгин П.В.

ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЕЛКЕ КОКУЙ
     (конец Х1Х – первая половина ХХ веков)
    
        История не сохранила документов о начальном этапе деятельности первых школ в поселке Кокуй. Депутат поселкового Совета В.Д.Куловеров,  со слов старожилов писал в газете «Вымпел» за 27 марта 1964 года, что задолго до революции 1917 года первый кокуйский учитель П.Т.Поздняков учил детей за прокорм, то есть, занимаясь с ними на дому, брал плату за обучение, как правило, продуктами. Им констатировалось, что «если в семье два ученика – он две недели у их родителей кормится».
     Один из коренных жителей Кокуя Савва Пыхалов в 1887 году начал учиться грамоте именно в этой «школе». Судя по его воспоминаниям, Павел Трофимович Поздняков был малограмотный седой старик из каторжан. Двадцать лет он отбыл на сибирской каторге и возвращаться  на родину в европейскую часть России ему было запрещено. На сельском сходе жители Кокуя разрешили ему остаться в селе. «Старшие братья меня пугали, - писал С.Пыхалов, - что учитель неслухам надевает на голову колпак из бересты, на котором написано «шалун», что он может надрать уши и поставить на колени». Далее кокуйский старожил рассказывает, что в маленькой избушке все ребята сидели за длинным верстаком из двух плах, а сиденьем служили обыкновенные доски. Павел Трофимович действительно строго наказывал учеников, особенно за небрежное отношение к книжкам. Случались и забавные эпизоды.  Однажды, посадив плохих учеников в свою кладовую, он наказал своей жене за неповиновение не кормить «неслухов» целый день. Старушка из жалости выпустила ребят из «заточения». Они же в поисках выхода из кладовки успели «уничтожить» обнаруженную здесь корзинку с шаньгами и калачами и банку варенья в придачу («Вымпел», 6 июля 1973 г.)
     И только в 90-х годах Х1Х столетия в селе было построено здание школы на 50-100 учащихся. По некоторым сведениям, двухклассное училище построили в 1897 году, а уже в 1900 году оно сгорело. Проверить данные факты в настоящее время достаточно трудно.
     Из архивных документов следует, что первая школа – приходское казачье училище по улице Мысошной (или Мысовой), современной улице Ленина, была построена в 1901 году. Именно в ней в течение двух лет с сентября 1903 года учительствовал известный в советское время писатель Ф.В.Гладков, в честь которого в конце ХХ века  была даже переименована улица Песчаная. Разумеется, никакого отношения к нему она не имела, поскольку застраиваться  начала лишь после Великой Отечественной войны.
      Стоит отметить, что к началу 20 века Кокуй представлял из себя классическое сельское селение, каких на Шилке в ту пору было достаточно много. Дома его были вытянуты вдоль Шилки тремя улицами (современные улицы 1-я и 2-я Набережные, улица Ленина) от района Верхней пристани на западной окраине до современных очистных сооружений на востоке. Верхняя пристань по некоторым данным существовала с 1882-1883 года. В 1897 году в Кокуе было 99 домов, а население составляло 464 человека, в районе территории современного судостроительного завода была построена Нижняя пристань. С постройкой Транссиба и железнодорожного разъезда в Кокуе население увеличилось. Этому способствовало и размещение в его районе судостроительных филиалов Сормовского и ряда питерских заводов по сборке пароходов, барж и боевых судов для Амурской речной флотилии. В 1907 году население увеличивается до 1500 человек. В Кокуе было 8 продовольственных лавок, две пивных, хлебопекарня, трактир. В этот же период была построена церковь и здание вокзала.
     В 1919-1922 годах в этой школе, именовавшейся уже школой 2-й ступени, работал Сергей Васильевич Бондаренко, впоследствии известный сретенский краевед и педагог, один из первых в области в 1946 году получивший звание Заслуженного учителя РСФСР. Вся его жизнь с 15 сентября 1922 года была неразрывно связана со Сретенским педучилищем
     Школа прекратила свое существование в 1974 году с постройкой и вводом в эксплуатацию Кокуйской средней школы № 2. Затем почти 30 лет здание использовалось под жилье, а в 2004 году оно было разобрано на дрова и в том же году на его месте началось строительство православной церкви.
     Поскольку уже и не каждый старожил легко сможет описать эту школу, авторам, один из которых окончил в ней восемь классов, хочется напомнить очень кратко, что здание напоминало букву «П». Верхняя перекладина ее выходила в улицу и включала три классные комнаты, учительскую, небольшую кладовку с учебными пособиями. Вешалки для одежды школьников размещались по стенам коридоров, ограничивая его и без того стесненные бочками с водой, печками и прилавком буфета размеры. Стоит, наверное, привести сведения из официальных источников за 1953 год. Площадь помещения - 286 квадратных метров, в нем три печки, восемь плит, 35 окон, площадь школьного двора составляла 1450 квадратных метров.
      Попытки разыскать сколько-нибудь интересные и значительные материалы о работе школы до 30-годов прошлого столетия пока не увенчались успехом. Известно лишь, что учителя здесь, как и почти везде в то время, после установления советской власти, принимали активное участие в общественной и культурной жизни села. Например, заведующий школой Иннокентий Александрович Соболев с женой в 1929 году организовали в Кокуе кружок селькоров, посылая заметки в окружную и краевую газеты. И.А.Соболев являлся одно время председателем сельского общества потребителей (сельпо), входил в состав учредительной группы колхоза «Красный    земледелец». Есть сведения о том, что 18 марта 1931 года кокуйская партийная ячейка ВКП(б) (сам учитель был беспартийным) слушала его отчетный доклад и признала его работу удовлетворительной. 
     Заведующие школой в те далекие годы менялись часто. Одно время в этой должности работал Михаил Петрович Шайдуров, затем Александр Васильевич Малышев, наконец, Александр Филиппович Арташев. В 1941 году он ушел на фронт и погиб. Учителями работали совсем молодые выпускники учительских семинарий и педагогических техникумов, а то и вовсе краткосрочных курсов: Елена Абрамовна Филонова, Александра Ивановна Меньшикова и другие.
     К нашему счастью, остаются в настоящее время в живых два старейших учителя, начинавшие работать в Кокуйской школе в 30-е годы. Это Т.С.Чапыгина (19.01.1916 года рождения) и К.Р.Пыхалова (31.05. 1916 года рождения). Супруги Чапыгины прибыли в Кокуй в июне 1934 года. Гавриил Матвеевич (1908 года рождения) сначала 6 лет (с 1917 по 1923 год) учился в Кокуе (училище уже называлось высшим начальным), а после окончания Сретенского педучилища работал в Нерчинско-Заводском и Чернышевском районах, где и познакомился с Татьяной Сергеевной, окончившей курсы при педучилище в Нерчинске. Клавдия Романовна, как и Г.М.Чапыгин, родилась в Кокуе (ее отец, между прочим, учился у Федора Гладкова), после окончания Сретенского педагогического училища, куда ее сагитировал С.В.Бондаренко, работала в селах Бори и Делюн, а в поселок вернулась в 1937 году. Клавдия Романовна – Заслуженный учитель РСФСР.
     Из архивных данных можно узнать, что в 1932 году занятия в школе начались 16 октября. В ней числился 121 учащийся, занятия вели три преподавателя-групповода. В первой группе было 35 школьников, во второй – 32, в третьей – 44, в четвертой – 10.
     Когда супруги Чапыгины прибыли в Кокуй, здание школы использовалось под общежитие летчиков. Кокуйские ребятишки учились в приспособленном помещении на месте нынешнего больничного комплекса. Это было приземистое длинное здание с реденькими перегородками, где дети сидели спинами друг к другу. Днем учителя вели уроки, вечером занимались с неграмотными взрослыми.
     Татьяна Сергеевна работала в школе до 1938 года, Гавриил Матвеевич ушел на Сретенский судостроительный завод в 1937 году, так как не легко было содержать семью на зарплату учителя, составлявшую в то время 40 рублей. Несмотря на тяжелые условия труда, зарплата на заводе была на порядок выше.
     Где же кокуйские ребята могли продолжить образование после окончания четырехлетки? Большинство училось в Сретенске, как Клавдия Романовна Пыхалова, Лидия Константиновна Аброскина, их одноклассницы Зоя Самойлова, Ольга Барахтина и другие. Некоторые ездили или ходили пешком в соседний Усть-Курлыч, как Таисия и Гурий Чапыгины, где была школа-семилетка. В окрестностях Усть-Курлычи в то время добывали россыпное золото и село было на экономическом  подъеме, в чем-то даже превосходя Кокуй.
     Ситуация в кокуйском школьном образовании меняется кардинальным образом  в 1937 году. К этому времени здесь уже третий год работала судоверфь, население поселка увеличилось в несколько раз, соответственно выросло и число учеников. Неполная средняя школа (семилетка), разместившаяся в здании бывшего клуба, плюс два класса в приспособленном здании, были не в состоянии принять всех желающих. Только в начальную школу 1 сентября вместо ожидаемых 280 человек явились 332, не считая выпускного четвертого в количестве 45 человек.
     Руководство судоверфи с 1936 года обращается в разные инстанции –вплоть до до Народного комиссариата просвещения с просьбами немедленно заняться вопросом строительства школы в поселке, так как четырех классных комнат даже при двухсменном обучении явно недостаточно для 700 детей школьного возраста. Наконец, деревянное двухэтажное здание средней школы (сейчас в нем находится Школа искусств и вечерняя школа) в 1938 году было сдано в эксплуатацию.
     Новый учебный год в ней начало 858 учащихся, закончило 821. Интересен состав школьников по национальному признаку в тот период Основную массу, конечно, составляли русские, на втором месте – китайцы (62 человека), на третьем – украинцы (59 человек), на четвертом – татары (53), затем идут евреи (19), остальные национальности СССР представлены единично. В многотиражной газете судоверфи «Красный судостроитель» сообщалось, что 15 июня 1939 года в прекрасных светлых и просторных классных комнатах новой школы прошли последние выпускные испытания, то есть, экзамены. В следующий класс перешли 577 человек, из них 26 окончило седьмой класс. Среди хорошистов – Якименко, М.Коварина, Почекунина, С.Шайдуров, Колупаев. Это был  первый выпуск школы. Многие из них будут учиться в восьмом классе, остальные – в техникумах. В школе насчитывалось 25 отличников: Уваров Ф. (8 кл), Почекунина (6 «б»), Кожин В. (4 «а»), Якимова Нина (3 «в»). В заметке говорится также, что в школе работают физкультурный, драматический, литературный кружки, ОСО (Общество содействия обороне), ОСВОД (Общество спасения на водах). Значкистов ГСО («Готов к санитарной обороне») подготовлено  – 49, ЮВС («Юный Ворошиловский стрелок» - 12, ПВХО (Противовоздушная и химическая оборона) – 27. Соревнуется кокуйская школа с усть-курлычинской. Газета коротко коснулась и некоторых недостатков, отметив, например, чрезвычайно слабую освещенность классных комнат в вечернее время – в наличии была лишь одна керосиновая лампа на класс.
     За отличную учебу и примерное поведение кокуйские школьники награждались похвальными грамотами и ценными подарками. Петр Львович Шайдуров, например, вспоминает, как награждали их с Тамарой Колокольчиковой: он, в частности, получил новенький школьный портфель. У Павла Яковлевича Чапыгина сохранилась фотография, на которой он запечатлен с группой одноклассников-отличников предвоенных лет.
     В 1941-1942 учебном году в начальной школе учатся 336 детей, в неполной средней – 447. В военные годы происходит сокращение численности школьников по причине того, что многие подростки были вынуждены покинуть школу из-за тяжелого материального положения. Уходили они в основном  на производство (чаще всего на ССЗ) или по мобилизации в открывшееся при судостроительном заводе ремесленное училище (РУ-4). На нем стоит остановиться подробнее.
     Ремесленное училище № 4 было открыто областным Управлением трудовых резервов 1 августа 1941 года и превратилось в настоящую кузницу кадров для ССЗ как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенный период. Возглавил училище И.В.Семенцов, первым завучем стал Ф.Д.Григоренко. О том, какое значение придавало государство в те годы ремесленным училищам, говорит тот факт, что в материальном, финансовом и продовольственном снабжении учащиеся ремесленных училищ стояли на втором месте после бойцов Красной Армии.
     Будущие судосборщики, сварщики, токаря, слесари-монтажники и столяры должны были учиться два года, однако война вносила свои коррективы. Уже в июле 1942 года было принято решение о досрочном выпуске и, сдав экзамены квалификационной комиссии, 7 августа 1942 года 400 юношей и девушек пополнили поредевшие ряды судостроителей, многие из которых ушли на фронт.
     Учебные мастерские училища располагались непосредственно на территории завода, а упор в обучении будущих корабелов ставился на производственную практику, на работу непосредственно в цехах. Однако, уже 22 июля 1942 года Главное управление трудовых резервов своим приказом вновь ввело 7-часовой учебно-производственный день и восстановило теоретические занятия курсантов.
     Приобретая практический опыт и, закалившись в годы войны, молодые рабочие выпуска 1942-1943 годов стали тем крепким ядром, которое вместе со старыми производственниками вынесло на себе всю тяжесть военного производства на заключительном этапе войны. Почти все они после победы были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а в послевоенное время – орденами и медалями СССР, вплоть до самых высших наград. Воспитанник РУ-4 В.В.Пермяков вернулся с фронта Героем Советского Союза. Один из первых выпускников - судосборщик А.Ф.Бумажкин за свой самоотверженный труд был награжден орденом Ленина, а его товарищ А.А.Перебоев стал кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета».
     За полвека своего существования РУ-4, а затем ГПТУ-4, подготовило несколько тысяч квалифицированных рабочих для народного хозяйства страны. Многие из них, получив в последствии высшее образование, стали инженерами и руководителями производства. Преподавательский состав училища оказался востребованным для административной и общественно-политической жизни района. Так Л.Я.Неудачина возглавляет в настоящее время ПУ-30, Н.И.Обухова в 90-е годы работала заместителем Главы районной администрации по социальным вопросам, С.П.Чапыгин долгие годы возглавлял районную налоговую инспекцию, а в настоящее время занимает пост первого заместителя Главы района. Бывший мастер  производственного обучения, а в настоящее время директор кокуйского детдома  Г.Г.Андрюк дважды избирался от района депутатом Читинской областной Думы, а кандидат исторических наук О.Ю.Черенщиков возглавляет районный Совет. И только в годы перестройки училище, к большому сожалению, прекратило свое благородное дело.
     Вернемся к школам. Наверное, уместно будет сказать о том, что преподавалось в далекие 30-е годы. По сути - все те же предметы, что и в современной школе, разумеется, за исключением информатики, экологии и ОБЖ. Разве что некоторые из дисциплин назывались по иному, например, биология называлась естествознанием, преподавались также геология минералов, психология.
     Учителей с высшим образованием по-прежнему было мало. Преподавателями нередко приходилось работать вчерашним школьникам. Так, учитель Протасова, пришла в неполную среднюю школу (НСШ) после окончания девяти классов, затем заочно окончила педучилище и сразу же поступила в пединститут. Заведующей начальной школой в эти годы работает К.Р.Пыхалова, и постоянно районо отмечает «наиболее удовлетворительное руководство работой школы». НСШ руководит Павел Алексеевич Юдин, 1897 года рождения, беспартийный, окончивший в свое время реальное училище, преподаватель математики с большим педагогическим стажем. Вместе с ним трудится жена Евдокия Петровна, 1901 года рождения, окончившая учительскую семинарию, кандидат в члены ВКП (б), позднее ставшая директором школы.
     После войны количество учащихся вновь увеличилось: в начальной школе - 380 человек, в семилетке – 714. И  23 июля 1947 года Сретенский райисполком принимает решение об открытии в поселке Кокуй средней школы. «Так как большинство работающих на заводе не имеют возможности обучать детей в городе (имеется в виду Сретенск), окончившие семилетку, оседают в большинстве на заводе. Судостроители ставят перед Минсудпромом вопрос о переводе на другие заводы именно по той причине, что там имеется возможность дать детям соответствующее образование». Заводоуправление неоднократно обращалось в райисполком с просьбой ускорить принятие решения о реорганизации семилетки и вот, наконец, соответствующий документ увидел свет. В нем оговаривается следующее условие: завод обязан отремонтировать школу и еще одно помещение на две-три классные комнаты к началу учебного года, а также (после окончания капитального ремонта) РУ-4 должно передать под школу помещение на 280 мест. Районо и поссовет обязуются выписать недостающее оборудование для кабинетов физики и химии в целях полного обеспечения программы 8-10 классов, укомплектовать школу учительскими кадрами, обеспечить всеми коммунальными услугами. 31 июля 1947 года принимается решение облисполкома о реорганизации школы в Кокуе.
     В школу приходят преподаватели с высшим образованием: Лариса Афанасьевна Коваленко, учитель русского языка и литературы, Мария Евгеньевна Андреева - химии и английского языка, Таисия Семеновна Маркун - биологии,  Протасова Роза Афанасьевна – истории, Плотникова – математики. Это сравнительно молодые учителя со стажем от четырех до семи лет. В школе предполагается обучать детей из близлежащих сел: Делюна, Усть-Курлычи, Кокертая и Усть-Наринзора, хотя интернат при ней не предусмотрен.
     Что представляла из себя эта первая школа десятилетка?
     В ней было девять классных комнат общей площадью 499,5 кв.м, физкультурный зал – 78 кв.м, вспомогательные помещения – 560,5 кв.м. Оборудование состояло из 153 двухместных парт, 10 классных досок, 20 столов для учителей, 22 стульев, двух диванов, двух часов, подставки для карт, шкафа для военного оборудования, зеркала, противопожарной лестницы, четырех шкафов для учебных пособий, 269 вешалок. В школьной библиотеке имелось 1105 экземпляров художественной литературы
     Подготовка школы на начало августа 1947 года оставляла желать много лучшего: закупили около трех тысяч учебников, три тысячи тетрадей, а вот двух классных комнат, 20 парт и шести досок не доставало. Вся семилетка из-за отсутствия стекла стояла не застекленной. Завершались работы по подсоединению отопительной системы к котельной единственного в поселке четырехэтажного дома, электроснабжению и водопроводу.
     Занятия начались во время, жизнь в школе-десятилетке налаживалась, однако, уже 2 марта 1948 года и.о. директора Сретенского судостроительного завода И.С.Гудим пишет докладную начальнику Первого главного управления Минсудпрома Н.С.Мучкину «По вопросам строительства школы в п.Кокуй». В ней говорится, что в 33 классах начальной и средней школы обучается 1 156 человек. В 1948-1949 учебном году только в первый класс ожидается поступление 463 детей и дополнительно открывается девятый класс. Количество классов, таким образом, увеличится до 49, для обеспечения двухсменной работы потребуется 25 классных комнат. А их в начальной школе всего пять и в семилетке 12. Уже в этом году не достает пять комнат, в обеих школах заняты учительские и другие подсобные помещения. Вопрос строительства новой школы на 10-15 классов требует немедленного решения. И.С.Гудим просит выступить с ходатайством о строительстве начальной школы и выделить средней школе материалы для подготовки к новому учебному году.
     Небольшой отдушиной стало открытие в 1948-1949 году начальной двухкомплектной школы на 60 мест в Вавилоне. А при средней школе открыли две классные комнаты в квартирном помещении. Там же, в левом крыле на первом этаже жили учителя.
     Начальной школой в этом году заведует И.Г.Старновский, в ней числится 424 ученика. Назревает вопрос реорганизации и этой школы. Однако, семилеткой она стала только в 1952 году. Между тем, в конце 40-х годов о молодой средней школе поселка Кокуй уже пошла добрая слава. Все чаще фамилии ее педагогов упоминаются на совещаниях и в отчетах районо в связи с хорошей постановкой учебно-воспитательного процесса. Для  нашего времени может показаться странным язык официального документа, в котором отмечается хорошая работа молодой учительницы истории и Конституции СССР Ирины Григорьевны Кузиной (у нее 100-процентная успеваемость) и приводятся буквально такие слова: «речь ее при объяснении можно сравнить с красивой мелодией». В числе передовых учителей  и Л.А.Коваленко, у которой шестиклассник Николай Конюхов «за учебный год прочитал 47 художественных произведений». Хорошо преподает биологию и основы мичуринской биологии Т.С.Маркун, под руководством которой дети разбили плодово-ягодный сад. Отмечается классное руководство учителя физвоспитания А.М.Шайдурова – бывшего фронтовика, а так же М.Е.Андреевой, И.Г.Кузиной, Н.Н. Ананьевой, Т.В.Фирсовой.
     Сохранились воспоминания первых выпускников школы О.Г.Курнаковой (Переломовой) и А.Ф.Фунтусова. Анатолий Филиппович, правда, представитель второго по счету выпуска. Оба в дальнейшем стали учителями в своей родной школе. «В десятом классе нас обучалось всего шесть человек,- рассказывает Ольга Григорьевна. В конце года уехала Люся Заборовская, а Виктор Иванов не сдал экзамен по одному предмету   и по существовавшим правилам к сдаче остальных допущен не был. Остались Татьяна Карлова, Клавдия Хлестунова, Капитолина Пыхалова и  я. Экзамены сдавали в Сретенске, три школы сразу: кокуйцы, сретенцы и усть-карцы. В состав экзаменационной комиссии (по три человека на каждый предмет) входили и кокуйские учителя…» По словам О.Г.Курнаковой, только К.Хлестунова стала метеорологом, остальные же выпускники выбрали профессию учителя. Виктор Иванов, на следующий год, пересдав экзамены, поступил в мореходное училище, затем служил в контрразведке Северного флота. Следует, пожалуй, добавить, что в состав районной экзаменационной комиссии кокуйские учителя с высшим образованием привлекались и ранее, начиная с 1947 года.
     В 1950 году, когда состоялся первый выпуск, директором средней школы работала Л.А.Коваленко, завучем – Мария Фоминична Беспалова. Она и Таисия Алексеевна Гудим преподавали старшеклассникам уроки бальных танцев. Под руководством Ларисы Афанасьевны школьники ставили спектакли, из которых им особенно запомнились «Два капитана», «Ревизор» и «Бедность – не порок». М.Ф.Беспалова в последствии долгие годы возглавляла районный отдел образования.
     В 1951 году к выпускным экзаменам, они также должны были проходить в Сретенске, был готов десятый класс в составе Любови Ермолаевой, Юрия Корнилова, Виктора Шамшина, Вячеслава Куклина, Георгия Бурдакова и Анатолия Фунтусова. Большинство юношей решило связать свою судьбу с морем, А.Ф.Фунтусов и Л. Ермолаева стали учителями.
     «В восьмом классе  математику вести у нас стала М.Ф. Беспалова»,- вспоминает А.Ф.Фунтусов. «Строгая, точная, практичная и требовательная учительница. С ее появлением стали проводиться школьные вечера, чего раньше не было. На гармони и баяне аккомпанировали наши ученики: Голобоков, а позднее Куткин Александр. В тоже время появляется в школе выпускник Читинского пединститута Виктор Михайлович Андреев, энергично приступивший к оборудованию кабинета физики и электротехники. В скором времени этот талантливый, всесторонне развитый человек,  стал директором школы и душой коллектива. Оказалось, что в школе очень много не использовавшихся  до того диапозитивов, особенно по истории и литературе. Эпидиаскоп был немедленно вовлечен в учебный процесс».
     Во вновь организованной на базе начальной школы семилетке по улице Ленина, в 1952 году училось 368 человек, а в 1953 году – 413. К этому времени освобождается здание больницы по ул. 1-я Набережная (сейчас на этом месте находится водозаборная станция) площадью 884 кв.м. В нем 20 печей, пять плит, один котел парового отопления, водопровод, канализация, площадь двора – 715 кв. метров. Неподалеку, в доме № 52 (на 2004 год) по этой же улице, а также по улице Ленина, 76 размещаются еще два-три класса. Итого хлопотливое хозяйство семилетки включало в себя пять довольно далеко расположенных друг от друга помещений. Руководит школой по-прежнему И.Г.Старновский, завучем работает А.П.Морозова. В эти годы здесь начинает работать выпускница физико-математического факультета Борисоглебовского пединститута Зоя Матвеевна Липилина (в замужестве – Махнорылова). В дальнейшем З.М.Махнорылова долгие годы была бессменным директором этой школы, ставшей восьмилетней. Учителями начальных классов трудятся Раиса Захаровна Сычева, Мария Михайловна Киселева. В школе появляется библиотека на 678 томов. Следует, наверное, отметить, что ставка учителя 1-4 классов в те годы составляла 696 рублей, 5-7 классов – 609 рублей, библиотекаря – 425 рублей.
     За работу школьной ученической организации ВЛКСМ в те годы отвечала, учитель истории Анна Лукинична  Ваулина, перешедшая в «семилетку» из средней школы. Комитет комсомола в те годы шефствовал над подростками, отцы которых не вернулись с войны. На добровольных началах, без какой либо финансовой поддержки со стороны ребята организовывали летние лагеря для своих подшефных. Особенно запомнился ребятам, да и самой Анне Лукиничне, поход по маршруту Кокуй – Сретенск - Усть-Кара – Пильная – Ушмун. Успешно пройденный маршрут закалил молодую учительницу, вдохнул в нее новые силы, вселил уверенность в себе. Краеведение стало для нее смыслом  всей жизни. В 1974 году Ваулина А.Л. переходит на работу в кокуйскую среднюю школу № 1, где под ее руководством был создан краеведческий клуб «Поиск», известный своей творческой деятельностью по всей области. Кстати, отец Анны Лукиничны – Лука Петрович Ваулин в 1918 году закончил Читинскую учительскую семинарию. После гражданской войны он работал в школах Газимуро-Заводского района, был делегатом Первого Всесоюзного съезда учителей, встречался с Н.К.Крупской. Перед Великой Отечественной войной  он работал  завучем школы в Усть-Курлыче.
     17 октября 1950 года в жизни Кокуйской средней школы произошло знаменательное событие: учительница Ядвига Ивановна Куклина-Стоцкая была награждена орденом Трудового Красного Знамени. У К.Р.Пыхаловой 16 июля 1950 года к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» добавилась медаль «За трудовое отличие».
     Хотелось  бы не оставить без внимания и еще одну скромную школу – школу поселка Вавилон на 100 мест, построенную в 1953 году. В некоторые годы в ней занималось до 120 учеников. Стояла она почему-то первоначально на балансе судостроительного завода и влачила довольно жалкое существование. Газета «За качество» писала, что в 1954 году там не было никаких (!) наглядных и учебных пособий. Имелось 40 четырехместных парт, 40 алюминиевых кружек. Балансовая стоимость по документам завода п/я 22 (напомним, так именовалось тогда предприятие) составляла 277200 рублей. По смете расходов на год этой школе требовалось только на отопление 13 000 рублей, а всего – 21 000, выделили же на 1954 год 3 800 рублей. Поэтому Кокуйский поссовет выступил 25 марта 1955 года с инициативой о передаче Вавилонской начальной школы поссовету. Школа отапливалась четырьмя печами. Вели занятия в школе четыре учителя. С 1955 по 1979 годы школу возглавляла Федорова Галина Степановна.
     А первая школа в Вавилоне (начальная двухкомплектная на 60 мест) была открыта, как мы упоминали, в 1948-1949 учебном году. Была также начальная школа на плодово-ягодном питомнике, на правом берегу Шилки западнее Кокуя., в которой в 1955 году обучалось 17 человек.  Но об этой школе нам ничего не известно.
     Ни для кого не секрет, что образовательный процесс в  кокуйских средних школах в настоящее время  поставлен на высоком уровне. Об этом свидетельствуют результаты выступлений ребят на предметных олимпиадах и конференциях, конкурсах и фестивалях, их поступление в высшие учебные заведения, успешная адаптация большинства выпускников в жизни, наконец, показатели последних лет по единому государственному экзамену (ЕГЭ). Среди прочих слагаемых этого феномена, на наш взгляд, не последнюю роль играют культурные  традиции педагогических коллективов и механизм реализации их преемственности, заложенные в тот хронологический период, которому посвящена настоящая статья. Мы преклоняем головы перед всеми  нашими педагогами, внесшими свой вклад в развитие образования, перед людьми, чьи питомцы из далекого Кокуя трудятся во всех уголках нашей необъятной Родины и за ее пределами.
    
    
     Литература и источники.

Гудим И.С. Мои воспоминания (рукопись) 1981 г. – фонд Кокуйского краеведческого музея (ККМ).
          Куловеров В.Д. Старый поселок. – «Вымпел», 27 марта 1964 г.
Чапыгин В.П. Город Сретенск и его окрестности. - Сретенск: 1991.
          Чапыгин П.В., Чапыгин В.П. Победа ковалась в тылу. – Сретенск: 2005.
Сретенский районный архив. – ф.Р-23, оп.1, д. 29, л 1.
Шишимарина А.М. Биографический очерк о С.В.Бондаренко (рукопись), 1987 г., из архива музея Сретенского педагогического колледжа.
Категория: Рассказы наших читателей | Добавил: Delta2 (27.12.2010)
Просмотров: 1881 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/8 |

Поделитесь интересной информацией нажав на кнопку:

Всего комментариев: 1
1 Тамара   [Материал]
Очень интересный рассказ! Большое спасибо автору.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода на родине

влажность:

давление:

ветер:


Форма входа
Логин:
Пароль:
Вы не бот?
Наш возраст
SMS в Кокуй. Даром
Друзья сайта
  • Кокуйская школа №1
  • Кокуйская школа №2
  • Сайт ПУ №30
  • Сайт Кокуйского музея
  • Форум Кокуйских погранцов
  • Сретенский судостроительный завод
  • Сайт Нерчинска
  • Вершино-Дарасунский сайт
  • Борзя
  • Станция Ясная
  • Сайт Сретенского педколледжа
  • Балей
  • Сайт Сретенска
  • Сайт Молодовска
  • Новости Кокуя на ТВ

  • Copyright Gord © 2020

    Хостинг от uCoz