В 2007 году, после многолетнего перерыва приехал я в Сретенск. Походил, пофотографировал. Сходил на кладбище к бабушке. С удивлением увидел перестроенную центральную площадь. Очередной удельный секретарь переделал в соответствии со своими убогими представлениями о красоте. Вместо уютного городского сада сделали нечто невообразимое. А ведь были деревянные тротуары, чугунные решетки девятнадцатого века, неповторимая деревянная резьба наличников, красивая ограда городского парка, пристань из вбитых вертикально лиственничных свай. Лиственница, она вечная, если в воде. На лиственничных сваях Венеция триста лет стоит. Но в Венеции коммунистов нет, вот она и стоит. А мы теперь вот на это убожество пялиться вынуждены. Этот штык, торчащий из земли я видел в разных вариациях в десятках районных городов. Такого же сада, какой был в Сретенске, я не видел нигде. Говорят, что в Нерчинске свой сад сохранили, но я там не был, не знаю. Может Нерчинский секретарь был не такой дурак, как в Сретенске? Пришлось мне бывать однажды в городе Житомире. Так там еще дальше власти пошли. На кончике этой палки они бюст первого своего большевика присобачили. Так остроумный народ тотчас же присказку сочинил: "Коммунисты, коммунисты, шо ж вы наробiли, вы ж першого коммуниста на штике воздiли". А если еще на сто лет назад отмотать счетчик, то на этом месте не сад городской был, а храм Стретенья Господня. Нашел на старой открытке и только по ограде и узнал. Храм разрушили еще в тридцатых годах, а ограду, дожившую до восьмидесятых, я помню.
Музей, что стоял в тени тополей и никого не трогал, и тот перенесли в здание старой школы, что на Луначарской. В эту школу еще моя мама ходила.
Старый музей был уютней, в жару прохладно, зимой тепло. Сколько раз мы забегали туда погреться зимой, дожидаясь автобуса до Кокуя. Или летом, спасаясь от жары. Там бесплатно было. Только старенькая бабушка сидела на входе и за порядком смотрела. Теперь же вход стоит десять рублей. Экспонатов убавилось. После того как уважаемый Periskop с немецким другом ославили Сретенский музей на всю страну, тётки на работу ходят. Если кто еще не читал, то вот ссылка на его блог в «Живом Журнале» http://periskop.livejournal.com/230301.html#cutid1 . На кассе сидит кассирша и выдает билеты. Если приспичит фотографировать - одна фотография три рубля. За спиной стоит "экскурсовод" и пыхтит в ухо. Ни на один вопрос не смогла ответить. Я ее спрашиваю про казачество, а она мне трындит о полезных ископаемых. В конце концов я ее достал своими вопросами и она меня отправила к "научному сотруднику". На двери две таблички с именами, но в наличии была одна "научная сотрудница". Когда я вошел, она что-то торопливо прожевывала, но обрадовалась мне как родному. Красивая светлая комната, видимо, бывший класс. Куча бумаг, в углу компьютер. По виду 486, не младше. "Ой - говорю- компьютер, интернет, наверное, есть и выход в музейную сеть". "Есть - отвечает- недавно "мОдем" поставили (ударение ставит на первом слоге). Только денег нет на оплату "мОдема". Ладно, всё с вами ясно, замяли. Спрашиваю про Удычинское восстание. В ответ недоумение . Уточняю: "Деревня Удычинская в тридцати километрах от вас была, слышали?". "Ой, а как же, магазин Удычинский все знают". "Мне не магазин надо, мне информацию об Удычинской". Облегчение в глазах и восторг: " А вот только вчера человек из Владивостока приезжал. Привез целую статью о деревнях Сретенского района. Вот она. Смотрю, четыре листка,напечатанных на пишущей машинке. На первом листе Алия, Адом, на последнем - Чикичей, Уктыча. История возникновения, даты, топонимика. Целое исследование. Моей Удычи нет. Человек живет во Владивостоке!!!, тоскует по родине, шарится по архивам, исследует историю деревень Сретенского района, печатает на древней пишущей машинке, привозит. Ёлы-палы, тётки, получающие за это зарплату, не делают ничего и даже прочесть не удосужились. У меня с собой фотоаппарат с хорошей оптикой, прошу сфотографировать эти странички. В ответ отказ!!! ????. Вон, дескать, экспонаты, их и фотографируйте. Сфотографировал побитых молью лисичек да и пошел. На выходе спросили, сколько фотографий сделал. Честно отвечаю, что две фотографии, оставляю на столе десять рублей и ухожу. Уже к площади подошел, меня догоняет тётка с кассы, отдает сдачу четыре рубля и квитанцию. Господи, спасибо тебе, что оборонил меня от желания засунуть эту квитанцию тётке в .. куда следует. Прямо там. На центральной площади.
Приехал я после Сретенска домой и пожаловался матери на музейных тёток. А она говорит, что в Кокуе тоже музей открыли. Там сейчас хороший начальник, бывший мэр Кокуя Вологдин Евгений Васильевич. Я пошел знакомиться. Нормальный активный мужик, родом из Чикичея, музеем своим увлечен по самые уши. За год-полтора с пустого места собрал неплохую коллекцию. Даже кусок старой казачьей избы выпилил и поставил. У него есть небольшой китайский грузовичок, ездит на нём по деревням и собирает всякий хлам. При мне он приехал и выгрузил какую-то то ли прялку, то ли моталку, всю в грязи. Я тоже немного поспособствовал процессу и на следующий день принес туда заржавленный серп и лучковую пилу, валявшиеся на отцовском чердаке. В отличие от сретенских тёток с ихним "мОдемом", у Вологдина приличный ноутбук и видно, что управляется он с ним вполне профессионально. Я сбросил ему на ноут со своего наладонника недописанный очерк «Кокуйская старина», клятвенно обещав дописать в ближайшем будущем. Никакой платы за посещение не берут, тем более за фотографирование. Просто сидит девушка по имени Наташа и смотрит за порядком. Даже не смотрит, а просто занимается своими делами, что-то вырезает из газет, а ты ходишь, смотришь. И никто в ухо не пыхтит и про полезные ископаемые не трындит. Музей находится на втором этаже Клуба Завода, в комнатах, где раньше были партком-местком-влксм. И Вологдин еще жалуется, что место мало и телефонную станцию, магнитофоны и фотоаппараты хранит на первом этаже...
Это был кусок моего старого прошлогоднего поста на «Ургульке». С тех пор прошло два года, я снова этим летом побывал в Кокуйском музее. Экспонатов добавилось. В первое моё посещение самого Евгения Васильевича не было. Где-то вниз по Шилке обнаружили первобытную стоянку и он был на археологических раскопках. Приехал он только тогда, когда мне уже уезжать надо было.
Есть в мире нашем чудаки - люди, у которых есть нечто, отличающее их от всех прочих и не дающее им спокойно жить. Серега Коренев назвал бы это «искрой божьей, дипломированный психолог назвал бы «очагом возбуждения в подкорке», я бы выразился проще и доходчивей – «шило в заднице». Есть среди моих знакомых несколько таких людей с шилом. Один – радиолюбитель-коротковолновик, который даже в эпоху интернета, вместо того, что бы просто подойти к компьютеру и связаться любым негром в Зибвабве, сидит ночами в наушниках, ловит прохождение в КВ-диапазонах. Другой – садовод, мечтающий вывести новый сорт вишни. Сует под мощный синхротронный пучок килограммами вишневые косточки, что бы получить случайные мутации, а потом годами выращивает. Вырастают у него всякие уроды, но надежды вырастить вишню величиной с апельсин он вот уже двадцать лет не теряет. Третий собирает старую электронику, забил хламом всю квартиру и гараж, скоро самому жить негде будет. Альпинисты, байдарочники, планеристы, да всех не перечислишь. И вот что я заметил – с ними рядом интересно жить. Разговаривать с ними интересно, диапазон их интересов, как правило, весьма широк и взгляды оригинальны. К таким чудакам я отношу Фунтусова Анатолия Филипповича и Евгения Васильевича с его музеем. Если будете в Кокуе, обязательно познакомьтесь.
Что-то я все буковки печатаю да печатаю. Пора и фотографии показывать. Сам Евгений Васильевич по какой-то неведомой причине фотографироваться отказывается категорически. Тогда начну с симпатичной хозяюшки.
Под потолком реет сова и держит в лапах бейджик со всей своей биографией.
А после совы я сразу отвлекся на старые фотографии. Стал переснимать альбомы и остальные экспонаты этой комнаты оставил без внимания. Потом сразу в другую комнату пошел, так и получилось, что фотографий палок –копалок и всяких клыков моржовых у меня нет. В следующей комнате предметы казачьего быта. Заранее прошу прощения за качество фотографий. Комната эта смотрит окнами на север, свету мало. Что бы не дрогнула рука, надо бы снимать со штатива, но каждый раз, как я сюда прихожу, штатив почему-то забываю. А со встроенной вспышкой – это не фотография. Дело в том, что вспышка и объектив в этом случае находятся почти в одной точке и поэтому на таких фотографиях нет теней. Встроенной вспышкой только пьянки снимать, а не музейные экспонаты. Но клянусь, когда-нибудь приду в музей со штативом, а Евгений Васильевич говорил, что у него в запасниках софит есть. Вот тогда и сделаю настоящие фотографии. А пока выкладываю то, что есть. Шинель офицерская, папаха, фуражка с желтым околышем, прялка, какой-то гипсовый бурханчик. На Ленина бурханчик не похож, на Мао-Дзэ-Дуна тоже. Судя по усам, то Чапаев, то ли сам Будённый Семён Михайлович, только без коня.
Ручной жернов. Мука из такого жернова получалась грубая, шла, в основном, на корм свиньям. Но мама научилась делать из такой муки вкуснющие пельмени. А капустный станок, что на бочке лежит и сейчас у многих есть. Удобная штука.
Вот тут назначение некоторых предметов я не знаю. Клещи, стремена, подкова. Остальное не знаю.
На стене бурав, пила лучковая, скребок для шкурения бревен, серп, литовка. А что там на стене за деревянная хреновина из острых кольев?
А посередине красуется обыкновенная школьная парта. Это для нас она обыкновенная, а нынешние школьники таких и не видали. Ох, и неудобное же было сооружение. Падало с парты все. А крышкой все время что-нибудь прищемляли.
А слабо задачу решить из арифметики 1962 года?
А на коньках с валенками прокатиться слабо?
В той же комнате у другой стенки стоят разные морские экспонаты: штурвал от корабля, морской компас, чей-то китель. Эти фотографии у меня такого плохого качества, что выкладывать стыдно. А модели корабликов я уже показывал. Смотрите в разделе «наши альбомы».
На первом этаже Клуба Завода, там, где был раньше гардероб, еще экспонаты есть. Но про ту комнату в следующий раз.
Ой, чуть не забыл про "Березовую рощу" еще раз напомнить. Вдруг забудете.