Приглашение посетить археологические раскопки на реке Чёрной я получил от Евгения Васильевича еще весной. Приехал же я в Кокуй только в начале июля. Узнал что экспедиция в самом разгаре, любопытство пуще неволи и мне тоже загорелось туда ехать. Не видел я ни разу как археологи копают. Копать-то не проблема, бери лопату и вперед, меня всегда другое интересовало, не как копать, а где. Откуда археологи среди дремучей тайги узнают, что тут была раньше первобытная стоянка. Ведь лес кругом, землей заросло. Решил съездить и выяснить. Налил в бутылку чаю, взял кулек с мамиными пирожками, сел в машину и поехал. Подумаешь, четыреста километров в одну сторону, для Сибири это пустяк. Дороги, правда, не знал совершенно и ни у кого даже не спрашивал. Зачем спрашивать, думал я, когда в машине спутниковый навигатор стоит, выведет куда надо всегда. Не учёл только одного, что Чернышевский и Могочинский районы – это не окрестности Академгородка, карты для навигаторов там пьяный ёжик рисовал и дорогой в Могоче считается участок местности, по которой может пройти автомобиль «Урал». «Урала» у меня не было, а была городская машинка "Honda Fit”. На ней и поехал. На трассу «Амур» поехал через Нерчинск, там дорога ровнее. Нерчинск как Нерчинск, стоит себе посреди голых сопок. Всегда, как мимо проезжаю, так вспоминаю, что казаки ставили Нерчинский острог среди дремучей тайги. А сейчас вокруг города пустыня Гоби, бурьян и ковыль, расцвеченный для разнообразия кучами мусора.
Этим же летом, возвращаясь из Кокуя обратно в Новосибирск, заехал я в гости к двоюродной сестре в Петровск-Забайкальском районе. Свернул с федеральной трассы километров на семьдесят к югу. Вот где страх-то Божий. На протяжении десятков километров дорога проходит как через кочегарную трубу – вокруг стоит черный страшный лес. После низового пожара корни выгорели, стоят стволы, гниют, огромные белесые паутины натянуты, мертвая тишина и только изредка раздается какой-то зловещий треск.
Говорят, что лес специально поджигали, что бы потом, после пожара, купить дешевле. Стволы, что потолще, спилили и вывезли, а это оставили нам и нашим детям. В Нерчинском районе вокруг трассы «Амур» в основном голые сопки, все сожгли еще до нас в прошлом веке, и только ближе к Могоче начинаются леса на дальних сопках. Рядом с трассой тоже такие же горелые буреломы, заросшие иван-чаем. Конец нашим лесам приходит, ребята.
Вот тут на карте оранжевым цветом – трасса «Амур», синим я обозначил дорогу, по которой мне надо было ехать. По синей дороге даже автобус ходит, а не только самосвалы «Урал». Красным же цветом маршрут, что мне навигатор мой гадский проложил.
Ну, ладно, чего уж теперь. Съездил и съездил. Зато село Горбица посмотрел. После свертка с федералки дорога сначала была терпимая. Местами совсем даже проезжая. Я ехал, посвистывал, любовался пейзажем.
Пейзаж иногда выглядел очень интересно. После драги остаются сплошные песчаные пляжи, поросшие редкой травкой. После золотодобычи положено рекультивировать местность, но что-то признаков рекультивации я там не заметил.
Подъехал к броду, снял штаны, побродился, померил глубину. Ни встречных, ни попутных машин я не заметил, а машинка моя совсем даже не водоплавающая. Если заглохнет, вытянуть будет некому.
После первого брода началась настоящая дорога, по которой ездят только суровые забайкальские мужики.
Тут мне стало сразу некогда фотографировать, руль бы в руках удержать, да поддон не пропороть. Еще в Новосибирске я поставил на двигатель снизу стальную защиту, но все-равно, сердечко трепетало, слыша скрежет днища по каменюкам. Так и ехал тридцать километров. А показалось – триста. А вот по этому мосточку едешь, а брёвнышки под колесами так и крутятся, так и крутятся и подпрыгивают. Они там просто так лежат, незакреплённые ничем.
Но любая дорога рано или поздно кончается, кончилась и эта. Выезжаю на пригорочек, и вот она, Шилка родимая. Даже глазам не поверил, только что была тайга, а вот сразу и Шилка.
Вздохнул облегченно, пофотографировал пейзажи.
Как из лесу вылазишь, так сразу справа и знаменитое село Горбица стоит. А знаменитое оно тем, что в первом русско-китайском договоре от 1689 года упоминается. И крепость тут стояла, и острог, и казачья станица была и много чего было. Но это все в прошлом. А ныне полтора десятка домов и полсотни пенсионеров. Вот, кстати, пошарив по интернету, нашел информацию. Письмо жителей к властям. Вот ссылка на оригинал http://zemlya-chita.ru/?num=51&it=848
"Обращаются к Вам жители отдаленного села Горбица Сретенского района. Помогите нам с ремонтом дороги, которая связывает наше село с поселком Ксеньевская – это единственная наша связь с миром! По ней мы можем оказией добраться на поезд, в больницу. Спасибо врачам п.Ксеньевская и г.Могоча, что не отказывают нам в приеме и в помощи. Наше село Горбица, некогда богатое и красивое, с церковью на пригорке, в годы перестройки обнищало. Осталось 25 домов. Постоянное население – 60 человек, в основном пенсионеры. Администрация находится в 45 км от Горбицы в с.Верхние Куларки, до которого от нас нет никакой дороги. У нас нет телефонной связи, свет в селе горит 4 часа в сутки от дизеля. Так что, 70 километров дороги до станции Ксеньевская нам жизненно необходимы! Дорога построена в 70-х годах прошлого столетия военным ЛПК, который базировался в п.Ксеньевская. Пока ЛПК существовал – работал, вывозил лес из наших мест, дорогу ремонтировали, подсыпали, следили за состоянием мостов. Теперь им на смену пришли старатели – артель «Урюм», лесозаготовители поселка Сбега. Но это все – временщики, возьмут, что можно взять, разобьют, вернее, добьют дорогу. Старатели сделали хлипкий мостик на речке Горбичанка, который снесло первой большой водой. Примерно посередине дорогу пересекает знаменитая трасса «Амур». Участок в сторону поселка Ксеньевская ремонтируется, а в сторону села Горбица пребывает в плачевном состоянии. Два моста разрушены, третий в аварийном состоянии, участок непосредственно перед селом, протяженностью 20 км, можно преодолеть на автомобиле типа «Урал», на других, меньших машинах, это опасно для жизни. Выживаем, кто как может. Пенсионерам, старикам не обойтись без помощи детей, а они скоро к нам не проедут. К нам в село 1 раз в месяц привозят пенсию и почту. На большее, отвечают, нет средств. Был таксофон, так не работает уже 3 месяца, не чинится. Скоро выборы, про село Горбицу вспомнят, еще бы, это же около 50 голосов избирателей! Про нас вспомнят, появится-наладится связь, еще и агитацию проведут. А за что нам голосовать? Пройдут выборы – и села как будто нет.
Н.В. Верхотурова, всего 21 подпись, с.Горбица, Сретенский район"
Почему-то как что интересное случается, у меня то батарейки кончатся, то вообще забуду про фотоаппарат. Поэтому это уже не мои фотографии, а взяты с http://www.panoramio.com/photo/58207731
Проехал вдоль улицы, что вдоль Шилки идет, искал живых людей, хотел расспросить дорогу. Живых нашел только двоих. На живописной лавочке на берегу Шилки сидели пацан лет двенадцати с бабкой и любовались погодой. Пацан, несмотря на малый возраст, сидел с сигаретой. Бабка тоже… может, она и не бабка вовсе, а даже моложе меня, но по испитому лицу трудно определить возраст. Я завязал разговор, стал спрашивать дорогу на Усть-Чёрную. И тут меня ждал большой облом. Бабка сказала, что дорога на Чёрную проходит по берегу Шилки, а так как Шилка в этом году большая, то дорога затоплена. А так как у меня автомобиль, а не пароход, то и поворачивать мне теперь либо назад, либо заночевать в Горбице, а утром все-равно ехать назад. По забайкальскому обычаю мне было предложено почаевать, но чаевать я отказался, так как засветло хотел проехать назад по суровой горбичанской дороге. На вопрос: "Можно ли где позвонить", ответили: Иди во-о-н туда, увидишь развалины фермы, оттуда иногда при хорошей погоде мобилка берёт". И фермы были, и колхоз большой был, ничего уже нет. Одни развалины. А места там замечательные. И леса, и луга и река. Предки не дураки были, в хорошем месте острог ставили. Да не нужны сейчас эти места никому. После старателей и лесорубов лунный пейзаж остается и изорванная траками земля.
Так и поехал в расстроенных чувствах. Выехал на трассу и рванул домой. По дороге сфотографировал интересное место. Там длинный- длинный спуск и стоят плакаты с предупреждениями водителям, что бы тормозили двигателями. Если долго тормозить обычными тормозами, то тормозная жидкость от нагрева может закипеть и тогда всё, конец, тормоза не тормозят, а спуск впереди еще длинный. Не знаю как современные тормозные жидкости DOT-4, но старые советские, бывало, кипели. «Ой, мамочки» еще успеешь сказать когда педаль тормоза провалится. Для таких случаев на горных трассах ставят ловушки. Только вот этой ловушки я что-то не понимаю. Это же трамплин. Разогнался на спуске, тормоза отказали, поворачивай на трамплин и лети без задержек к Богу.
И куча камней. И надпись: «Идолов оставив, поклонись Христу, отнеси свой камень к этому кресту».
Ничего не понимаю. Камни туда надо таскать? Зачем? Еще и знак «Уступи дорогу». Что-то мне ума не хватает понять всю философскую глубину замысла.