Жители Кокуя часто видят пожилого человека в очках, совершающего
длительные прогулки по берегу Шилки или до «старого» вокзала. Опираясь
на палку-посох, он проводит их регулярно, с завидным постоянством,
невзирая на погоду! Молодежь, естественно, смотрит на него с
любопытством, люди постарше - почтительно здороваются с неунывающим и
вечно бодрым стариком, ну а пенсионеры, непременно останавливаясь и
раскланиваясь, начинают бурно расспрашивать о житье-бытье. И немудрено,
ведь он – наша гордость и живая легенда, человек, делавший историю
своими руками и заслуживающий того, чтобы о нем сняли телесериал в духе
Вольфа Мессинга. На его глазах и с его непосредственным участием
родился, вырос и возмужал наш Сретенский судостроительный завод,
превратившись в классическое судостроительное предприятие союзного
значения. Да и Кокуй в его бытность из заурядного сельского селения
превратился в прекрасный и комфортабельный поселок, каким мы его видим в
настоящее время. Речь идет об Арнольде Павловиче Лайде. Со
второй половины XIX века в России шла активная колонизация Приамурья и
Дальнего Востока. В бухте Большой камень лифляндские и эстляндские
поморы основали селение «Лифляндское». Среди прочих прибалтийских
переселенцев свой хутор на новой земле построил и Павел Лайд. Вскоре он
взял в жены Елизавету Микк, и 24 марта 1919 года в их семье родился
первенец, названный Арнольдом. Семья жила зажиточно, были свои
лошади и теплая конюшня, коровы, овцы, свиньи и куры помещались в
большом теплом коровнике. Земли было достаточно, да и кузнечное и
столярное ремесло давало неплохой доход. Арнольд Павлович вспоминает:
«Все было хорошо, но рано мы осиротели. Мать умерла, когда ей было всего
40 лет. Нас осталось четверо детей. Я, самый старший
-четырнадцатилетний, и два брата с сестрой. Младшему, Михаилу, было
тогда пять лет». Жизнь продолжалась, но тут случилась вторая беда. Семья
Лайд попала под высылку в Сибирь. «Мы продали все, что было,
приготовились к этапу, и вдруг пришло разрешение: «можете остаться».
Пришлось начинать жить с ноля». Закончив школу, Арнольд
Павлович поступил во Владивостокский судостроительный техникум.
Студенческие годы были суровыми: постоянная нужда, вечное недоедание, «
…денег почти не было, кружка кваса и хлеб - тем и был сыт. Но бросать
учебу не хотел и учился». После окончания техникума в 1939 году Арнольд
Павлович и еще шесть молодых специалистов вместо заветного Хабаровска
отправились по «распределению» в Кокуй на Сретенскую судоверфь.
Первое впечатление о поселке и городе Сретенске после Владивостока было
удручающее. Судоверфь еще только строилась, а поселок больше походил на
деревню. Тем не менее, жизнь кипела! Молодые специалисты с ходу
становились инициаторами строительства жилых домов, клуба, кинотеатра и
стадиона. Именно они начали налаживать культурную жизнь посёлка.
Вакантных мест на судоверфи было много. Можно было пойти на
производство, можно в – «контору». Лайд пошел на производство. Зданий
цехов в то время не было. Все работы выполнялись под открытым небом: и в
лютый мороз зимой, и в жару – под беспощадным забайкальским солнцем -
летом. Современной сварки тоже не было, суда «клепали», а это был адский
труд. «Меня назначили помощником строителя судна. Это была моя первая
морская баржа. Я не имел производственного опыта, и в первое время было
очень трудно». Получилось так, что достройкой двух 150-тонных морских
барж молодому специалисту в первый год работы пришлось руководить
одному. «Плавал я, конечно, как утка в мутной воде. Опыта мало.
Естественно, были и ошибки и брак в работе. Помню до сих пор, как я
обратился к мастеру ОТК Ключереву, чтобы он составил на меня акт о браке
продукции. Как тот был удивлен! Но … акт не написал». Баржи были
готовы в срок, сданы комиссии, и Арнольд Павлович получил первую в
своей жизни премию, чему был немало удивлен. После сдачи барж
Лайд был назначен уже помощником главного строителя судов, а зимой 1940
года простудился и заболел воспалением легких. Антибиотиков тогда не
было в помине, и болезнь протекала очень тяжело. «Не помню, как и
выкарабкался!». Только благодаря умелым действиям врачей Арнольд
Павлович остался жив. Старшая медсестра тогда сказала: «Ожил? Ну,
теперь долго жить будешь. Думала встретить тебя в мертвушке». Врачи
порекомендовали Лайду перейти работать в отдел заводоуправления, в
тепло. Так он был переведен в отдел судового оборудования. Тогда это был
ведущий отдел, укомплектованный в основном инженерами. В то время завод
был сборочной судоверфью, то есть, сюда поступали разобранные суда с
других заводов, где они были предварительно собраны на болты и
укомплектованы всеми механизмами и другим оборудованием, начиная от
заклепок и заканчивая судовым снабжением. Все это проходило через отдел
судового оборудования. Суровый период борьбы с «врагами народа»
обошел стороной Арнольда Павловича. А ведь был репрессирован первый
директор судоверфи, как и многие заводчане того времени. Когда был
построен первый четырехэтажный кирпичный дом в Кокуе по Набережной, то
приемная комиссия вскрыла массу дефектов. «Помню, при обсуждении один
шустрый малый (называть не буду) все голосил: «Это, враги народа! Под
суд их отдать надо!». А я возьми да скажи: «Какие враги»? Комсомольцы –
молодежь строили! Без опыта, на энтузиазме первый многоквартирный дом
на вечной мерзлоте построили! Да они ведь молодцы!» Сказал, а у самого
мурашки по спине… С обеда на работу иду, ну, думаю – возьмут. А вроде
тихо. Ну, значит, ночью. А ничего, пронесло!». Во время Великой
Отечественной войны отдел судового оборудования и отдел снабжения
объединили в отдел материально-технического снабжения и судового
оборудования, а Арнольда Павловича назначили заместителем начальника
этого отдела. Многие судостроители тогда ушли на фронт, цеха оголились и
стали активно пополняться женщинами и подростками. Появились фронтовые
заказы, паспорта у всех работников изымались, самовольный уход с
предприятия считался дезертирством. Жестоко карались опоздания и брак.
Снабжение продуктами резко ухудшилось. Чтобы как-то нормализовать
ситуацию, было организовано заводское подсобное хозяйство.
После войны А.П.Лайд вновь вернулся на производство. Был строителем
морских рейдовых буксиров, а затем назначен главным строителем судов и
строителем малых десантных кораблей. Это был секретный проект в обширной
государственной программе по строительству кораблей, которые раньше
никогда не создавались в нашей стране. Проект доставлял много хлопот
корабелам – они испытывали массу технических трудностей, особенно по
головному судну. Малые десантные корабли оснащалось раскрывающимися
носовыми створками и спускающейся носовой аппарелью. Предназначалась она
для того, чтобы по ней во внутренний трюм могла войти военная техника.
При десантировании носовые створки корабля раскрывались и по спущенной
аппарели техника сходила на побережье. Испытания с погрузкой танков
производились в ночное время. Кокуйские судостроители с честью выдержали
важный государственный экзамен, освоив проект и сдав флоту шестьдесят
шесть единиц этих удивительных судов. С 1953 года Арнольд
Павлович работал заместителем директора по общим вопросам.
Материально-техническое снабжение, отдел судового оборудования,
транспортный цех, подсобное хозяйство, лесоозаготовка, детские сады,
командировки в Москву – все это легло на его плечи. Завод был
единственное судостроительным предприятием в области, поэтому все
вопросы и задачи решали непосредственно в союзном министерстве, минуя
Читу. Так и приходилось порою жить - полгода в Кокуе, полгода в
Москве. В 1959 году А. П. Лайда назначили главным инженером
завода. На этой должности он проработал 14 лет. Директору завода Петру
Петровичу Похитонову пришлось долго уговаривать Лайда, принять этот
пост, ведь сам Арнольд Павлович имел только средне - техническое
образование, на тот момент многие из его будущих подчинённых закончили
высшие учебные заведения! Петр Петрович и Арнольд Павлович
составили прекрасный производственно-управленческий тандем. Это было
время стремительного развития завода и поселка. Оно отмечено возведением
современных цехов, механизацией и автоматизацией производства. Рабочие
из бараков и землянок переселялись в благоустроенные дома. Были
построены пионерский лагерь «Вымпел», ДЮСШ, прекрасные детские сады,
полным ходом шло озеленение поселка, в 60-е годы заработал паром через
Шилку. Завод ежегодно спускал на воду десятки морских и речных судов
различных типов как гражданского, так и военного назначения. Были такие,
которые по своим габаритам не укладываются в голове современного
обывателя. Чего стоят двухпалубные пассажирские теплоходы типа «Ерофей
Хабаров» или сухогрузы типа «река-море»! «Производство я уважал
и можно сказать был влюблен в него. Плохо то, что я тогда очень мало
времени уделял семье и домашним делам. Все отдавал производству с
раннего утра и до позднего вечера. Раньше десяти вечера никогда не
приходил домой. Днем - цеха, пирс, а вечером - разбор корреспонденции».
В 1979 году Арнольд Павлович ушёл на пенсию, но отдохнул только около
года. Директор завода И.Волошин попросил его вернуться и помочь в
организации заводского подсобного хозяйства. И вновь Арнольд Павлович за
короткий срок сумел это сделать. Подсобное хозяйство по итогам
соревнования получило от министерства переходящее Красное знамя и
денежную премию. А тут поступает новая просьба: необходимо возглавить в
ОКСе новый участок по выпуску сложных форм для Читинского ДСК в обмен
на домовые панели. Как человек ответственный, А.П.Лайд выполнил и это
задание, что позволило в короткие сроки застроить второй микрорайон на
берегу Шилки. После окончательного ухода на пенсию Арнольд Павлович
создал и возглавил заводской музей. К юбилею предприятия в 1985 году
им была подготовлена рукописная история Сретенского судостроительного
завода. Это, к сожалению, пока единственное произведение такого рода.
Сейчас А.П.Лайду 93 года, но он по-прежнему в прекрасной форме и может
дать исчерпывающий ответ на любой вопрос, касающийся истории завода или
посёлка. Ветеран с нескрываемой иронией смотрит на наши нынешние
трудности и невзгоды. «Жизнь сейчас – хорошая! Жить да жить! А вы,
молодежь, не понимаете!». И в его голосе нет ни капли брюзжания и
нравоучения, присущих многим пожилым людям. Арнольд Павлович награждён
орденом «Трудовой славы», медалью «За доблестный труд в годы Великой
Отечественной войны», а в его трудовой книжке среди множества
благодарностей и наград есть запись о первой премии далеких 30-х годов,
полученной за ту самую работу, по результатам которой молодой
специалист попросил составить браковочный акт. По словам самого Арнольда
Павловича, эта премия для него дороже всех остальных наград.
Данилов Ю.В. – учитель истории Кокуйской СОШ № 1, Черенщиков О.Ю. – кандидат исторических наук.
Помню Арнольда Павловича и его супругу по 1965-66 г.г., когда мои родители работали на ССЗ. Отец был старшим строителем (проект 1823), а мать инженером в ЭМПе.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]