Письма с "Ительмена". Часть первая. Кокуй-Благовещенск.
25 июля заводчане собрались, чтобы проводить перегонную команду теплохода «Ительмен» на место достройки в город Хабаровск. Идет погрузка оборудования, достроечных материалов. Звучит традиционно «семь футов под килем». Уже снимается трап, а любимые жены продолжают передавать уходящим в поход приготовленные с утра пирожки. -«Отдать кормовой» -«Отдать носовой» И как послушный бычок теплоход, медленно следует за буксирным катером. Прощальный гудок, и, не откладывая в долгий ящик, за работу. Юрий Алексеевич Евстифейкин совместно с ОМТС завода основательно подготовились к переходу. На судне будет постоянно электрическая энергия, закуплен насос для подачи воды. Четыре холодильника большой вместимости заполнены продуктами, в том числе и свежим мясом, на столе будут колбаса, сыр, хлеба в достатке. Но самое важное, что на период перегона был принят на работу в качестве судового кока молодой парень Плотников Дмитрий. Кстати, по мнению всей команды он со своей задачей справился успешно. Как говорится, как полопаешь так и потопаешь, а топать и работать, не считаясь с личным временем заводчане будут дотемна. А пока за бортом Сретенск, вдоль всей набережной стоят земляки, вспышки фотоаппаратов, шальные телефонные звонки. А где моя каюта, а где я буду спать? Идите получайте постельное белье устраивайтесь. Но сразу предупреждаю т- ты ночь поспи да день продержись, а послезавтра придут маляры Кустова Людмила Елиферьевна и Логоша Марина Сергеевна, и переселяйся на другое место. А они начнут клеить винилкожу. Матрас под мышку и новая каюта. И такое турбулентное движение ежедневно. Закончат свою работу маляры и в тесных коридорах, пытаясь пройти, несут шкафы и шконки Сватков Александр Михайлович и Минералов Алексей Владимирович. Надо светильники - это к представителям ЭРЫ Гильминдинову Андрею Ибрагимовичу и Герцеву Андрею Владимировичу.
Первую ночь встали на якорь на 307 створе. Утром туман на Шилке позволил выйти только 9 .30. Медленно проходим Усть-Карск, Куларки. Нас сопровождает катер путейцев, то вперед уйдет, то приотстанет. Старожилы, водившие суда еще в советское время, перед переходом предупреждали - берегитесь коварства Чернинского переката. Путейский указал нам направление, уступил фарватер, а самого его прибило течением на косу. Не оставили мы коллег в беде. «Ительмен» поставили на якорь и пошли снимать путейского. Вторую ночь провели на 186 створе, в 14часов 28 мин. прошли «Часовинку», и, выбрав удобное место у створы №66, встали на ночлег.
27 июля вышли к Амуру. На берегу плакат «Пограничная зона». 13 час. 45 мин на девятой створе нас приветствуют родные пограничники. Мы их поздравляем с наступающим праздником Днем Военно - Морского флота. Поздравления, рукопожатие, но служба есть служба. «Наркотики, оружие везете?», постройтесь на палубе, осмотр помещений, а ребятам интересно после своих малышей взойти на мостик настоящего морского судна. Воспользовавшись остановкой на «Судостроителе» приступили к смене форсунок, а я, накачав лодку, сошёл на берег чтобы найти место зимовки МРТК-312 «Капитан Альбов», которое было обозначено двумя знаками. Но увы, знаки, по-видимому сгорели.
В 17часов 20 мин снялись с якоря, идет сильный дождь, вошли в Амур, и встретились с туристическим китайским катером, из которого нас радостно и удивленно приветствовали. Шутники из нашей команды бодро отвечали: «Мы еще живы», имея ввиду судостроительный завод. Впервые на Амуре ночевали на створе № 863, то есть это расстояние мы должны пройти до Благовещенска. Рыбаки расчехлили свои удочки и пытаются поймать крупную амурскую рыбу, но или она не знает, что такое дождевой червь или здесь рыбы нет. На десерт жуем шилкинского чебака. 28 мая на нашей малой родине день ВМФ, а у нас на заказе день этот рабочий, поздравил всех с праздником, все улыбаются, в обед Дима каким-то чудом намолол мяса и подал котлеты. Ударная праздничная вахта удалась, за день прошагали 140 амурских верст. И встали на ночлег в Джалинде. Ах, как же жаль, что чиновники- крючкотворы не позволили нашим детям пройти этот маршрут, ссылаясь на указание сверху. Абсолютно одухотворенным чувствуешь себя проходя мимо Албазино. Представляю себе картину, как наши казаки отважно отстаивали свою землю. Зато сегодня современной власти есть что отдавать. Но об этом чуть позже. Проходя мимо этого святого для России места, дали салют, чем немало удивили работающих там археологов. А местному музею через пограничников передали книги.
Неуютно и страшно становится за будущее наших детей и внуков когда становишься на якорь и ждёшь в гости пограничников. Не дождавшись, выходишь на брошенную заставу, а там хозяйничает ветер и все заросло полынью. Видно давно с заставы «Бекетово» по приказу сверху отступили пограничники. И таких призрачных вышек и покинутых застав по левому берегу Амура уже больше чем действующих. А пограничники с которыми пришлось встретиться, говорят, что это еще не конец. Чего не скажешь о китайском береге. Что ни ровная площадь, то город, а у пристаней гражданские и военные суда. Тридцатого июля судовой ход нашему каравану преградила землечерпалка с двумя баржами, пришлось Сергею Арсентьевичу Злыгостеву сделать круг, а тем временем Владимир Григорьевич Хлызов на лодке изучил возможность прохода, что и позволило разминутся без последствий. О труде экипажа «Судостроитель» надо слагать песню. Под стать своим старшим товарищам матрос Федоров Степан и моторист Дмитриев Вячеслав. Сколько раз они выходили из сложных ситуаций победителями. Практически с утра происходит задержка с выходом, туман как осенью, за время пути до Благовещенска было всего три погожих дня.
31 июля застала ночь в невдалеке от китайского города, весь светится неоновыми огнями, звучит музыка, у набережной пришвартованы военные катера с зачехленными орудиями, наших ПСРК нет. Вот и август. В 12-20 к нам пришвартовался пограничный катер Благовещенского отряда. Проверка документов – «Оружие, наркотики». На 198 створе встретились с путейским катером «Дронго» и по заработавшей вдруг на «Судостроителе» рации поприветствовали друг друга. Сверив вечером часы, понимаю что до нашей промежуточной станции осталось 100 км с хвостиком. Как приятно приходить в гости, когда тебя ждут. А когда тебя еще встречают родные, то приятно вдвойне. Около 17 часов по левому борту появился Благовещенск, а наша пристань на р. Зея. В бинокль рассмотрел знакомый силуэт. Наконец -то в устье несет службу построенный руками земляков заказ 1248. Проходя мимо отдали честь, после на заводе нам сказали, что моряки пограничники еще знают, кто построил их корабль. Но верх предела ликования нашей слаженной команды вызвало появление нашего РТ-682, построенного на заводе 1979 году, который как старший брат, через рупор спросил: «Вам помочь сзади или встать возле борта?». И вот так наш «Судостроитель» и буксир толкач, преодолевая сильное течение Зеи, за два часа пришли на судостроительный завод г. Благовещенска. Первый этап завершен, но ни кто не расслабляется. Продолжение следует. P.S Еще немного цифр печальной статистики: На верхнем Амуре в 1955 году у России было 47 населенных пунктов, в Китае 17, 2013 год все перевернулась Россия -25, на китайском берегу 47 не сел, а городов с населением наверное не один миллион, и продолжается застройка С капитанского мостика теплохода «Ительмен» Е.Вологдин.