Съездил я в Алию в прошлом году. Просто так, из любопытства. Ехал из Сретенска и завернул по дороге. Ни знакомых там, ни родственников, ни личных воспоминаний, связанных с Алией, которыми можно украсить рассказ, у меня нет. Разве что когда-то в шальной юности носился на отцовском мотоцикле по окрестным деревням и в Алию заскакивал, так ничего интересного там со мной не приключалось. Разве что с сестренкой моей был один интересный случай. Вот и расскажу, что бы голые фотографии было не скучно смотреть. Закончила она школу, поехала поступать в институт на иняз, ну и провалила экзамены. Куда деваться? Работы для девиц в Кокуе мало, вот ей и предложили в РОНО английский язык попреподавать в Алии. Кокуйская школа номер два и тогда славилась хорошим уровнем, а в деревенских школах преподавать было некому. Вот и ехали вчерашние школьницы учить. Моя одноклассница Люда Широкова после школы преподавала биологию в Куэнге, а Ленка, сестрёнка, английский. Впрочем, с тех лет мало что изменилось, в деревнях по-прежнему кадровый голод на учителей. Смотрю, в Алинской школе каждый второй учитель имеет базовое образование – преподаватель рисования и черчения. Почему именно черчения, а не какого-нибудь другого предмета, для меня тайна, покрытая мраком и как учитель рисования учит информатике, математике и физике тоже не понятно. Учит она, значит, алинских ребятишек английскому пять дней в неделю, а в выходные что девчонке в незнакомой деревне делать? Она на попутках в пятницу домой в Кокуй добирается, а в воскресенье вечером отец отвозил ее на мотоцикле с коляской в Алию. Пока тепло стояло, хорошо было ездить, а как зима, так на мотоцикле совсем даже не уютно получалось. Сначала отец или костер под мотоциклом разводил, или паяльной лампой картер грел, что бы завести его. Потом тулуп с собачьими варежками надевал, короче, кайф еще тот. И вот повез он ее однажды зимним вечером в Алию. Сейчас дорога возле четвертой падушки плавненько так поднимается на гору, а тогда крутячок был. Кто пожилой, тот его помнит. И забуксовал мотоцикл там на укатанном снегу. А Ленка сзади сидит. Видит, что мотоцикл буксует, она и спрыгнула, что бы полегче было в гору. Отец в гору-то выехал и поехал себе дальше. В Алию приезжает, оглядывается, дочери-то сзади нет. Ой, он перепугался, как шальной понесся обратно искать ее, сам на повороте чуть не убился с расстройства, а она идет себе по дороге и смеётся. Раньше в Алии был довольно крупный колхоз, «Путь к коммунизму» назывался. Как нынче дела в этом колхозе я не знаю, не спрашивал, но рядом с Алией стоит Чикичей с его бывшим колхозом «Дружба» и вряд ли чикичейские дела сильно отличаются от алинских. Мой чикичейский родственник дядя Саша про тамошние дела хорошо рассказал. Сначала он подробно рассказал, что имел половые отношения с Гениатуллиным, Путиным и со всеми их родственниками, потом обвинил в гомосексуализме всё районное начальство и указал точный адрес, где он это начальство видел и куда оно должно идти вместе со всем колхозом. Дальше перечислять не буду, так как некоторые люди делают большие глаза и ужасаются: «А вдруг это прочтут дети и женщины». Лично я не вижу ничего страшного в том, что о положении дел в сельском хозяйстве узнают дети и женщины.
На пути к коммунизму в тот день работал грейдер, а на горизонте белели сельскохозяйственные строения. В отличие от руин в других сельских местах, строения издалека выглядели живыми и крашеными. Ближе не подъезжал.
Сразу как в Алию заезжаешь, так справа церковка такая симпатичная видна.
Я стал искать путь, как удобней к церкви подъехать, да не тут-то было. Местные чушки самым свинским образом повернулись ко мне задом и уступать мне свою уютную лужу не хотели.
Потом выяснилось, что я не с того края к церкви подъезжал. Там более удобная дорога есть и чушек я зря из лужи выгонял. Ничего так, красивая церковь. И место хорошее. Копия Кокуйской церкви, видимо, один проект, только тут маковка одна, а в Кокуе маковки две. Денег, видно, и тут не хватает. Сайдингом стены покрыли, а углы зашить не на что.
Церковь есть, но народ алинский что-то не шибко в нее ходит. Мне рассказывали, что отец Игорь приехал однажды сюда в какой-то церковный праздник службу отправлять. Приехал радостный, с женой и детьми. И ни один человек, кроме старосты, не пришел. Бывает.
А дальше я просто поехал по селу. Местный магазин в здании с весьма странными окнами. Что там раньше было, до магазина, я так и не догадался. Зашел, спросил как мне заехать на гору, что бы панораму села сверху снять. Дорогу на сопку мне показали, но после дождя на этот крутяк я не поехал.
Пообщался с местными байкерами. Приятные такие парнишки, разговорчивые.
Детская площадка для малышей.
В отличие от местной молодёжи, товарищ Ленин оказался неразговорчивым. Я, как вижу это произведение искусства, так сразу же вспоминаю Пушкина. «Бой Руслана с головой» из школьной программы все помнят? Только Руслану пришлось бы потрудиться нынче, сковыривая головы, так как таких голов по стране стоят сотни и тысячи. Где-то за ними ухаживают и красят лысину известкой, где-то заросло бурьяном.
Всех переплюнули буряты. У них в Улан-Удэ всем Лениным Ленин.
Что там Руслан под головой нашел? Клад или меч-кладенец? Буряты, видать, тоже Пушкина в школе проходили и решили поискать золото партии. Сами подумайте, где-же еще ему быть?
Горку небольшую в Алии я все-таки нашел, но панорама вышла неудачная. Не видно оттуда ничего, горка маленькая.
Говорят еще, что золото в Алии хотели мыть. Но то ли золота не нашли, то ли еще что, но сопки перекопали и бросили. Не там искали. Под головой надо было посмотреть.