В конце пятидесятых годов прошлого века на стапелях Сретенского судостроительного завода приступили к постройке головного грузопассажирского теплохода проекта 860. Корабль представлял собой двухпалубное судно длиной 77 метров и шириной 15,2 метра, с водоизмещением 830 тонн! На борт, кроме 26 членов экипажа могли подняться 308 пассажиров. Теплоход имел каюты первого, второго и третьего класса, четыре ресторана: два на корме и по одному на нижней и верхней палубах. По местным меркам это судно было гигантом. Ещё никогда корабелам не приходилось делать ничего подобного. Руководство завода организовало дополнительное обучение специалистов достроечного цеха на других судостроительных предприятиях. И к сентябрю 1958 года головное товаропассажирское судно было предъявлено сдаточной комиссии в Хабаровске… Так начинался новый этап развития судостроения в районе. За пять лет осуществления проекта на заводских стапелях было собрано десять судов. Из них семь пополнили легендарную Амурскую флотилию и три были отправлены в разобранном виде поездами на Лену. Все корабли получили имена великих землепроходцев: «Ерофей Хабаров», «Пржевальский», «Георгий Седов», «В.Поярков», «Миклухо-Маклай», «С. Дежнев» и другие. Суда, приписанные к Амурскому речному пароходству, долгие годы верой и правдой служили Отечеству круизными теплоходами. Но кризисы 90-х годов, как девятибалльные волны во время шторма, не оставили им шансов, и корабли были проданы на металлолом… В минувший четверг, 10 февраля, в Кокуйском краеведческом музее открылась новая экспозиция, приуроченная к 76-й годовщине судостроительного завода и посвященная 860 проекту. Первыми, кто удостоился чести осмотреть экспонаты, стали работники и ветераны промышленного предприятия, добровольные помощники музея. Созданию выставки предшествовала значительная работа, проведенная сотрудниками музея. Все началось с сообщения Сергея Воложанина на Кокуй-сити о том, что руководство Амурского пароходства приняло решение продать теплоходы на металлолом. Узнав об этом, Евгений Васильевич Вологдин незамедлительно начинает собираться в Комсомольск-на-Амуре. Нет, не спасать суда (не в его это силах), а чтобы привезти с берегов великой реки частичку кораблей, которые когда-то были гордостью сретенских корабелов. И при поддержке местной администрации и руководства завода он в конце декабря минувшего года отправляется в Комсомольск-на Амуре. Там ему при содействии Волошина Виктора Ивановича, сына бывшего директора завода, удается посетить три теплохода 860 проекта: «Ерофей Хабаров», «Граф Муравьев-Амурский» (со стапелей сошел под именем «Пржевальский») и «Капитан Котенко» («Миклухо-Маклай»), который в скором времени из-за халатности рабочих, осуществлявших разборку судна, сгорел. Как признается сам Евгений Васильевич, ему очень хотелось привезти из дальней поездки штурвал теплохода, рынду и эмблему Сретенского судостроительного завода, которой снабжали все суда, спущенные на воду в Кокуе. Но всего этого на кораблях уже не было. Что-то разграбили, а что-то попало в местные музеи. И все же Евгений Васильевич не уехал с пустыми руками. С берегов Амура были привезены: компас с «Ерофея Хабарова», судовая документация, печати и штампы, а также посуда с камбуза (судовой кухни). А летом в музей будут доставлены: пробковый спасательный круг с «Графа Муравьева-Амурского», корабельный телефон, сигнальная труба и прочие уцелевшие вещи «белых лебедей».