Помню, когда первый раз пришёл работать на завод, а мне было тогда 17 лет, я долго, то ли из-за юношеской глупости, то ли ещё по какой причине, не мог понять смысл слова – «сварной». Пока один из моих наставников не объяснил, что это так по-простому сварщиков называют. А «сварной» у нас в цехе был мужиком добрым, отзывчивым. Всегда и во всем помогал. Часто шутил… А может он и сейчас ещё шутит – не знаю. Но сейчас не об этом… Как сообщает источник в управлении судостроительного завода (который по величайшей скромности пожелал остаться неизвестным), профессия сварщика для нашего завода и судостроения в целом – это вторая по значимости специальность после сборщика корпусов металлических судов. Сборщик как архитектор, создает судно, а сварщик уже изготавливает его. От того, как он «налаживает» сварной шов, зависит качество и надежность корабля. Не так давно судостроительный завод при помощи Центра занятости населения, который в рамках программы, направленной на опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, выделил средства в размере 312700 рублей и отправил во Владивосток пятерых сварщиков на освидетельствование морского регистра, т.е. люди ездили и подтверждали, что они способны сваривать корпуса морских судов. В эту пятерку вошли мастера своего дела: Рябов Александр Владимирович, Овчинников Андрей Анатольевич, Белкин Анатолий Владимирович – все из четвертого цеха, Шайдуров Станислав Игоревич – второй цех и самый молодой, 24-летний, Азбаков Евгений Валерьевич – работник заводской котельной. Все успешно прошли освидетельствование и теперь спокойно могут приступать к сварке судов. Самого молодого из пятерки – Женю Азбакова, руководство завода заметило давно и внимательно наблюдает за ним. Есть планы отправить его в Читу в «Ростехнадзор» для получения допуска на проведение сварочных работ на котле. Женя на завод пришел в 2005 году после окончания ПУ-30, где получил профессию «продавец-контролер, кассир». Взяли его учеником сварщика в четвертый цех. Наставником его был Андрей Овчинников, с которым позже ездили на подтверждение морского регистра. Проучившись четыре месяца, сдал на второй разряд сварщика. И началось… Как говорит сам Евгений, поначалу было тяжело, страшно болели глаза. А потом ничего – втянулся и уже через год повысил разряд. В 2008 году Женя переходит работать на котельную. «Работа у меня не пыльная. – говорит Евгений,- Вся нагрузка во время ремонтной кампании, да и когда что-то сломается». - Если тебя позовут работать на кораблях, пойдешь? – задал ему провокационный вопрос. - Наверное пойду, не зря же меня учили, деньги тратили, – прямолинейно ответил молодой человек. На сегодня Женя имеет уже четвертый разряд. Неплохо, если учесть, что всего у сварщиков их пять. Повстречался я ещё с одним асом сварочного дела – Станиславом Шайдуровым, работником второго цеха. На заводе он с 1984 года и начинал, как и все, с учеников. Станислав все-то помнит своего учителя Анатолия Михайловича Кузнецова, которому многим обязан. Сейчас Стас работает в так называемом цехе дельных вещей. Занимается выполнением различных заказов от сварки стульев до изготовления вытяжных труб. 26 лет «сварной» не расстается с держаком и маской, которые стали ему родными. И о выборе профессии не жалеет. Но сварщики на заводе задействованы не только на сварке судов, представители этой специальности заняты в работе всех заводских цехов от создания металлоконструкций до прокладки теплотрасс. На сегодня работы у «сварных» хватает, так что увеличивать их штат руководство завода пока не планирует. А вот на обучение, по словам начальника отдела кадров Натальи Витальевны Кутузовой, берут постоянно. Хоть сегодня иди и учись. Вот только молодежь неохотно записывается в ученики. Ведь платят только стипендию, а она грошовая, около двух тысяч рублей. И это обстоятельство отпугивает многих.
Хочется вспомнить и еще одного сварщика, настоящего мастера своего дела - Щёголева Валерия Георгиевича. Денис Должиков как - то скромно о нем умолчал. Валерий Георгиевич проработал на заводе более 38 лет и по сей день предан работе сварщика. Начал свой трудовой путь с ученика, а сейчас у него 5 разряд (разрядов у сварщиков всего 6, но на судостроении - 5). Валерий Георгиевич прошел обучение в Чите в "Ростехнадзоре", экзамен сдал с первого раза на "отлично". Для него нет сложной работы, за что бы не взялся - все у него получается, самая трудная работа достается именно ему, а он только рад. "Не могу без работы, поэтому и на пенсию не ухожу, не знаю, как жить без любимого дела" - утверждает Валерий Георгиевич. В феврале 2010 года Валерий Георгиевич получил благодарственное письмо от губернатора Забайкальского края за многолетний добросовестный труд. Согласитесь, что такая благодарность зря не дается!!!!!
Реальный случай, который «сварные» поведали об учебе (подтверждение морского регистра). «Приехали мы значит во Владик. Остановились в заводской общаге. Пришли на завод. Нам там дали трубы со словами: «Вот сварите их». И все. Ну мы их быстренько прихватили и пошли в общагу. На следующий день снова пришли на завод, нам сказали, что все в порядке, и мы поехали домой». О чем это говорит? На мой взгляд, это свидетельствует о профессионализме заводчан. Но это пока… В основном в команде отправленной во Владивосток были мастера старой школы. Уйдут они. Уйдут другие сварщики и кто тогда останется на заводе? Судостроительный завод – некогда огромное промышленное предприятие, создатель поселка, начинатель многих значимых для поселения проектов, через несколько лет может остаться без квалифицированных кадров. И возрождать судостроение будет некому.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]